Учебник для 4 класса
/Часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?

53. Прочитайте. Где пропущены запятые? Объясните свой ответ.

      Ветер на море гуляет
      И кораблик подгоняет.
      (А. Пушкин)

      Веют осенние ветры
      В мрачной дубраве.
      (Н. Карамзин)

      Ветер весело примчал
      Все деревья раскачал.
      (А. Леонтьев)

      Ветер тучи гонит
      Ветер в трубах стонет.
      (Г. Ладонщиков)

  • Какой темой можно объединить все предложения? Определите тип каждого предложения: оно простое или сложное?
  • Спишите простые предложения с однородными членами. Ставьте, где нужно, запятые. Подчеркните в предложениях главные члены.

54. Прочитайте. Где пропущены запятые?

  1. Прокр..чала иволга щёлкнул в кустах с..л..вей.
  2. Крупные капли дождя з..стучали з..шлёпал и по лист..ям.
  3. Острым клювом дятел долбит д..рев..я и добывает из-под коры жучков и личинок.
  4. Повар готовил ..бед а с.баки л..жали у двери кухни.
  5. Сова охотится не днём а ноч..ю.
  6. Утро было морозное но лужи не замёрзли.
  • Выпишите сначала простые предложения с однородными членами, а потом сложные предложения. Ставьте, где нужно, запятые и вставляйте в слова пропущенные буквы.
  • Объясните постановку запятых в предложениях.

55. Прочитайте начало предложений. Придумайте их продолжение так, чтобы сначала получилось простое предложение с однородными членами, а затем сложное предложение.

  1. Я пришёл к другу... .
  2. Тучка набежала... .
  3. Пёс Полкан... .
  • Запишите любую пару составленных предложений. Объясните расстановку в них знаков препинания.

56. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Кот Епифан и старик часто рыбачили вместе. Старик удил рыбу, а Епифан сидел рядом. Маленькую рыбку старик всегда отдавал коту.

Однажды старик выдернул из воды ерша и протянул коту. А Епифана нет. Куда он девался? Увидел старик кота далеко на плотах.

Подошёл рыбак и удивился. Лежит кот на бревне, опустил лапу в воду. Вот плывут стайкой рыбёшки, а кот подцепит когтями одну рыбку и съест.

Теперь кот и рыбак ловят рыбу врозь. Кот удит лапой с когтями, а рыбак — удочкой с крючком.

(Е. Чарушин)

  • Определите тип текста, тему и главную мысль.
  • Найдите в тексте простые предложения с однородными членами и сложные предложения. По каким признакам вы их различили? Объясните постановку в них запятых.
  • Подготовьтесь к написанию изложения по данному тексту (см. Памятку 2).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru