Русский язык
3 класс (Часть 2)

Что такое склонение имён существительных?

64. Прочитайте. Запишите текст без вопросов, вcтaвляя в нужной форме имя существительное сосна.

Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя (чего?) ... всегда зелёная. Прилетел (к чему?) к ... дятел. Села (на что?) на ... синичка. Растут (под чем?) под ... маслята. Резвые белки играли (на чём?) на ... . Они бесстрашно перепрыгивали с ветки на ветку.

  • На какой вопрос отвечает имя существительное сосна в первом предложении? Каким членом предложения оно является?
  • На какие вопросы отвечает имя существительное сосна в других предложениях? Выпишите его вместе с теми словами от которых ставили вопросы к этому имени существительному.

Образец. Хвоя (чего?) сосны; прилетел (к чему?) к ..., села (на что?) на ..., растут (под чем?) под ...; играли (на чём?) на ... .

  • Выделите окончание имени существительного сосна в каждом словосочетании. Почему изменялось окончание существительного сосна?
  • Сколько раз имя существительное сосна изменило своё окончание?

Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Склонение (изменение по падежам) имён существительных «конь, зима, окно»

65. Прочитайте таблицу «Склонение имён существительных» так:

    а) название каждого падежа;
    б) падежные вопросы, на которые отвечают имена существительные в этом падеже;
    в) имена существительные в данной падежной форме.

  • Какие имена существительные изменяются по вопросам кто? кого? кому? и др., а какие - по вопросам что? чего? чему? и др.
  • Запомните названия падежей и падежные вопросы к ним.

Обратите внимание! Имена существительные изменяются по падежам. Каждый падеж отвечает на свои вопросы, употребляется со своими предлогами и выполняет свою роль в предложении и словосочетании.

66. Прочитайте падежные вопросы и слова. Обратите внимание на краткое обозначение названий падежей.

      И. п. кто? что?
      Р. п. кого? чего?
      Д. п. кому? чему?
      В. п. кого? что?
      Т. п. кем? чем?
      П. п. о ком? о чём?

      Лиса, трава, стол, журавль, гнездо.

  • На какие вопросы будут отвечать при изменении по падежам данные имена существительные? Измените по падежам (просклоняйте) одно из них.

67. Прочитайте. Спишите, вставляя в предложения пропущенные имена существительные полынья, свинья в нужной падежной форме.

      Шла весной по льду свинья. Ей попалась полынья.
      Плюх!.. Торчит из ________
      Только хвостик от __________.
      Мы скорее к ________,
      Мы помочь хотим ________.
      Сами — чуть не в _______,
      Но спасли-таки ________!
      Недовольны мы ________: разве шутят с ________?
      Вспоминают о ________, чтоб не плавать в ________.
      (Т. Собакин)

  • Определите падеж имён существительных полынья и свинья в каждом предложении.
  • Подчеркните в первых двух предложениях главные члены.

68. Прочитайте. Найдите, где дано предложение, а где словосочетания. Определите падеж каждого имени существительного.

      Спрыгнул (с чего?) с дерева (Р. п.).
      Летел (на чём?) на паутинке (_. п.).
      Радуюсь (чему?) тишине (_.. п.).
      Доволен (чем?) прогулкой (_. п.).
      Расцвели (что?) ландыши (_. п.).
      Вижу (кого? что?) дятла, дупло (_. п.).

  • Запишите сначала предложение, затем словосочетания в том порядке, в каком располагаются падежи в русском языке. В скобках укажите падежи.

69. Прочитайте.

Очковая змея живёт в Индии. У змеи на затылочной части рисунок чешуи напоминает очки. За это она и получила название очковой. Индусы никогда не причиняют вред змее. Они почитают змею как священное животное и обращаются со змеёй почтительно и осторожно. Прочитайте об очковой змее в энциклопедии о животных.

  • Выпишите предложение, в котором имя существительное змея является подлежащим. Подчеркните подлежащее. Поставьте к нему вопрос.
  • Выпишите из других предложений словосочетания, состоящие из имени существительного змея и выделенных слов. Ставьте вопрос от главного слова к зависимому. Определите по вопросу падеж имени существительного змея в каждом словосочетании.

Образец. Рисунок (у кого?) у зме[и] (Р. п.); вред (кому?) ... .

  • Сделайте вывод: что нужно сделать, чтобы определить падеж имени существительного в предложении?

В именительном падеже имя существительное является в предложении подлежащим.

Чтобы определить падеж других имён существительных, надо:

а) найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;

б) по падежному вопросу определить падеж имени существительного.

70. Прочитайте. Когда так говорят?

  • Обсудите, пользуясь сведениями о языке, как определить падеж имени существительного дело в каждом предложении.
  • Спишите сначала предложение, в котором имя существительное дело стоит в именительном падеже, затем другие предложения.
  • Укажите падеж слова дело в каждом предложении.

71. Прочитайте. Составьте и запишите три предложения из данных слов.

Ночью, пушистым, метель, рябинку, снегом, укрыла, прилетели, утром, свиристели, к рябинке, они, стали, ягодами, рябины, лакомиться.

  • Объясните, как определить падеж выделенных имен существительных в этих предложениях.

ряби́на

72. Прочитайте неизменяемые имена существительные. Есть ли у них окончания?

Пальто, метро, радио, какаду, эскимо, кофе, шоссе.

  • Составьте и запишите предложение с одним из этих слов.

Обратите внимание! Во всех падежах эти имена существительные имеют одну и ту же форму: подъехал к метро (Д. п.), ехал в метро (П. п.), вышел из метро (Р. п.).

73. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Ивана Яковлевича Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

  • К какой сказке написана картина? Какой эпизод из сказки изобразил художник? Расскажите.
  • Чем вас заинтересовала картина? Какими впечатлениями о картине вы хотели бы поделиться?
  • Составьте по картине небольшой текст. Это может быть текст-описание картины или текст-отзыв о картине. Подготовьтесь его рассказать.
  • Запишите составленный текст. Проверьте себя.

Рейтинг@Mail.ru