Русский язык
3 класс (Часть 2)

Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих

51. Прочитайте вслух имена существительные.

Нож, рожь, врач, дочь, вещь, ковш, мышь, товарищ.

  • Произнесите звуки, которые вы услышали на конце каждого слова. Скажите, что вы знаете об этих звуках. А что необычного вы заметили в написании данных слов?
  • Определите род имён существительных. Запишите слова в две группы.

  • Сделайте вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак.

На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак: мышь, печь, ложь, мощь.

Мягкий знак в этих словах показывает, что эти имена существительные женского рода.

На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется: гараж, борщ, камыш, ключ.

52. Прочитайте. Объясните смысл одной из пословиц.

1. Речь вести — не лапти плести. 2. Рожь поспела — берись за дело. 3. Умный товарищ — половина дороги. 4. Ложь человека не красит. 5. Всякая вещь хороша на своём месте.

  • Объясните написание выделенных слов.
  • Запишите любые две пословицы по памяти. Проверьте себя.
  • Выполните звуко-буквенный разбор указанных слов.

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих - это орфограмма.

53. Прочитайте. Запишите, вставляя пропущенные буквы.

Весёлая молодё..., колючий ё..., скорая помо..., тёплый пла..., хорошая ре..., серая мы..., лесная глу..., ночная ти..., солнечный лу..., русская пе..., чудесный пейза..., спелая ро..., второй эта..., ловкий цирка..., морской пля... .

  • Объясните, почему на конце одних имён существительных вы написали мягкий знак, а на конце других нет.
  • Укажите род имён существительных. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

54. Прочитайте. Спишите, заменяя обозначения звуков в словах буквами.

Страу[с], стри[ш], тётере[ф], аис[т], лёбе[т'], альбатро[с], дроз[т], мы[ш], гра[ч'], ястре[п], голу[п'].

  • Найдите среди данных имён существительных лишнее. Объясните свой ответ. Составьте и запишите предложение с этим именем существительным.

55. Прочитайте. Подберите к каждому имени существительному антоним. Запишите слова парами.

День — ____, правда — ______, старт —________, смех — _______, шум — ______, полдень — ________.

56. Прочитайте выразительно скороговорку.

      Камышам п..щала мыш..:
      — Шорох ваш нарушил тиш..!
      Шепчут шумно камыш..:
      — Тише, мышка, не шурш..!
      Шелест твой услышит кошка.
      (В. Кремнёв)

  • Какие звуки в словах передают шуршание мышей и шелест камыша? Произнесите их.
  • Объясните написание слов с пропущенными орфограммами. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

57. Прочитайте. Объясните, в каких словах пропущен мягкий знак.

Товарищ.., вещ.., помощ.., клещ.., доч.., силач.., ноч.., москвич.., сторож.., рож.., чертёж.., молодёж.., шалаш.., мыш.., брош.., малыш.., дич.., кирпич.. .

  • Запишите сначала одушевлённые, затем неодушевлённые имена существительные. Укажите их род.
  • Объясните, что надо знать, чтобы правильно написать имена существительные с шипящим звуком на конце слова.

58. Прочитайте.

      Какая ночь! Мороз трескучий,
      На небе ни единой тучи.
      Как шитый полог, синий свод
      Пестреет частыми звездами.
      (А. Пушкин)

  • Какую картину вы представили, прочитав эти строки? С чем сравнивает автор синий свод небес? Какое слово произносится необычно?
  • Найдите незнакомые слова. Прочитайте их значение в толковом словаре.
  • Объясните правописание выделенных слов. Запишите по памяти первые два предложения. Проверьте себя.

59. Прочитайте. Какие буквы пропущены в словах?

Ал(?)бом, обез(?)яна, об(?)явление, помощ(?), ме-лоч(?), рел(?)с, плат(?)е, под(?)езд, об(?)ём, об(?)яснение, в(?)юга, лож(?), медвед(?), глуш(?).

  • По какому признаку можно распределить слова в 4 группы? Запишите слова группами. Докажите, что вы правильно выполнили задание.

60. Прочитайте.

Товарищеский, ржаной, камышовый, ночной, кирпичный, лучистый, печной, дрожащий, плачущий, тихий, лживый.

Образец. Мощный — мощь.

  • Подберите к каждому слову однокоренное имя существительное в единственном числе с шипящим звуком на конце слова.
  • Запишите по образцу. Подчеркните в словах изученные орфограммы. Укажите под именами существительными род.

61. Подберите имена существительные с такими признаками:

  1. стоит в начальной форме, одушевлённое, собственное, женского рода, единственного числа, имеет окончание [а]:
  2. стоит в начальной форме, неодушевлённое, нарицательное, среднего рода, единственного числа, имеет окончание [о].
  • Составьте свою загадку об имени существительном и его признаках.

62. Прочитайте басню. Озаглавьте её.

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал мышку.

Мышь стала просить отпустить её. Она обещала сделать ему добро. Лев засмеялся, но мышь отпустил.

Однажды охотники поймали льва. Они привязали его к дереву. Мышь услышала львиный рёв. Она прибежала на помощь и перегрызла верёвку.

Маленькая мышь сказала: «Ты смеялся, а я отплатила тебе добром за добро».

(Л. Толстой)

  • Подготовьтесь к написанию изложения по данному тексту (см. Памятку 6).

63. Рассмотрите рисунки.

  • Что изображено на рисунках? Расскажите.
  • Что смастерили ребята для птиц? Почему на кормушке был снег? Что сделали утром ребята? Кто прилетел к птичьей столовой? Что чувствовали ребята, наблюдая за птицами?
  • Составьте по рисункам рассказ. Подготовьтесь его рассказать. Запишите составленный текст.

Рейтинг@Mail.ru