Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих
51. Прочитайте вслух имена существительные.
Нож, рожь, врач, дочь, вещь, ковш, мышь, товарищ.
Произнесите звуки, которые вы услышали на конце каждого слова. Скажите, что вы знаете об этих звуках. А что необычного вы заметили в написании данных слов?
Определите род имён существительных. Запишите слова в две группы.
Сделайте вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак.
На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак: мышь, печь, ложь, мощь.
Мягкий знак в этих словах показывает, что эти имена существительные женского рода.
На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется: гараж, борщ, камыш, ключ.
52. Прочитайте. Объясните смысл одной из пословиц.
1. Речь вести — не лапти плести. 2. Рожь поспела — берись за дело. 3. Умный товарищ — половина дороги. 4. Ложь человека не красит. 5. Всякая вещь хороша на своём месте.
Объясните написание выделенных слов.
Запишите любые две пословицы по памяти. Проверьте себя.
Выполните звуко-буквенный разбор указанных слов.
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих - это орфограмма.
Подберите к каждому слову однокоренное имя существительное в единственном числе с шипящим звуком на конце слова.
Запишите по образцу. Подчеркните в словах изученные орфограммы. Укажите под именами существительными род.
61. Подберите имена существительные с такими признаками:
стоит в начальной форме, одушевлённое, собственное, женского рода, единственного числа, имеет окончание [а]:
стоит в начальной форме, неодушевлённое, нарицательное, среднего рода, единственного числа, имеет окончание [о].
Составьте свою загадку об имени существительном и его признаках.
62. Прочитайте басню. Озаглавьте её.
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал мышку.
Мышь стала просить отпустить её. Она обещала сделать ему добро. Лев засмеялся, но мышь отпустил.
Однажды охотники поймали льва. Они привязали его к дереву. Мышь услышала львиный рёв. Она прибежала на помощь и перегрызла верёвку.
Маленькая мышь сказала: «Ты смеялся, а я отплатила тебе добром за добро».
(Л. Толстой)
Подготовьтесь к написанию изложения по данному тексту (см. Памятку 6).
63. Рассмотрите рисунки.
Что изображено на рисунках? Расскажите.
Что смастерили ребята для птиц? Почему на кормушке был снег? Что сделали утром ребята? Кто прилетел к птичьей столовой? Что чувствовали ребята, наблюдая за птицами?
Составьте по рисункам рассказ. Подготовьтесь его рассказать. Запишите составленный текст.