Русский язык
3 класс (Часть 2)

Части речи

Обратите внимание! Все слова русского языка распределяются по частям речи. Части речи бывают самостоятельные и служебные.

237. Прочитайте таблицу «Части речи». Подумайте: для чего служат самостоятельные части речи? А служебные? Приведите свои примеры слов разных частей речи.

238. Представьте, что в вашем классе проводится конференция на тему «Части речи в русском языке». Вам предложили выступить на этой конференции с научным докладом. Выберите любую из изученных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол) и составьте текст на тему «Что я знаю о данной части речи».

239. Прочитайте.

Д..лина, д..лёкий, он, ж..лание, мы, ж..лать, ч..тыре, ок..ло, они, з..лёный, з..ленеть, вос..мь, об..явление, об..яснить, счаст..е, ты, над, к, за, прил..теть, радос..ный, разг..ворчивый, г..в..рить, по, шес..надцать, ко..ектив.

  • Распределите слова по частям речи. Запишите слова каждой части речи с новой строки, вставляя пропущенные буквы.
  • По каким признакам вы определили части речи?

240. Прочитайте.

      Повеяло черёмухой.
      Проснулся соловей.
      Уж песнью заливается
      Он в зелени ветвей.
      (К. Романов)

  • Запишите по памяти. Проверьте себя.
  • Назовите знакомые части речи.

241. Прочитайте.

      Солнце в окошке,
      Тень на дорожке,
      Крик петушиный,
      Мурлыканье кошки.
      Птица на ветке,
      Цветок у тропинки,
      Пчела на цветке,
      Муравей на травинке.
      А рядышком — жук,
      Весь покрытый загаром,
      И всё это — мне,
      И всё это — даром.
      Вот так — ни за что!
      (И. Мазнин)

  • Как вы поняли последние строки? Порадуйтесь и вы тому, что вас окружает в природе.
  • Какую часть речи не употребил автор? Почему?
  • Подготовьтесь записать по памяти первое предложение из стихотворения. Запишите его. Проверьте себя.

242. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Шла война. В лесу шёл бой. Молодой солдат приложил ручной пулемёт к берёзе и стрелял по врагу.

Недалеко разорвалась мина. Осколком отбило ветку с соловьиным гнездом. Упала ветка с гнёздышком на землю. Соловушка кружилась над птенчиками и тревожно пищала.

Враг отступил. Бой отдалялся. Солдат снял пулемёт с дерева. Потом подошёл к соловьиному гнёздышку, поднял его и прикрепил к другой ветке берёзы. А сам ушёл туда, где гремел бой.

(В. Сухомлинский)

  • Подготовьтесь к изложению данного текста (см. Памятку 6). Напишите.

243. Прочитайте.

      Вы в битве Родину спасли,
      Преодолели все преграды.
      Спасибо вам от всей Земли,
      За всё спасибо вам, солдаты...
      (Б. Дубровин)

  • Определите тему и главную мысль стихотворения.
  • Подготовьтесь записать стихотворение под диктовку.

244. Побывайте в День Победы у памятника Неизвестному солдату. Составьте текст на тему «У Вечного огня».

солда́т

245. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Шагай, л..сёнок, п..р..шагивай! Через пень п..р..шагни, через валежник п..р..ступи! В яму не пр..вались, у к..рней не оступись, в густой чаще не з..путайся! Тут, в густых лесах, тебе жить, гор..кую кору жевать, сла..кие лист..я рвать.

(Е. Чарушин)

  • Какие виды предложений по цели высказывания v по интонации встретились вам в тексте? Почему автор их употребил?
  • Запишите заголовок. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Объясните их правописание.

246. Составьте текст-сказку на одну из тем.

      Разговор Солнышка и Подснежника.
      Разговор Зайчика и Ёжика.
      Разговор Крапивы и Сирени.
      Разговор Дождика и Цветов.

247. Прочитайте рассказ В. Бочарникова.

Какого цвета лето? Лето цветное. Оно и зелен..., и красное, и бел..., и син..., и оранжев..., и м..линов... . Так нарядили его цветы: лютики, р..машки, ..дуванчики, анютины гла..ки, незабудки, иван-чай. Сколько цветов укр..шают лето! И каждый цветок — чудо!

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы и окончания имён прилагательных. В последних двух предложениях подчеркните изученные орфограммы.
  • Объясните значение последнего предложения. Составьте свой текст-описание на эту тему. Запишите его.

248. Прочитайте словосочетания.

Зимн... дорога, жёлт... карандаш, русск... солдат, горяч... молоко, вечерн... заря, летуч... мышь, весенн... облака, ранн... утро, сладк... варенье, ближн... деревня, син... тучи, летн... гроза.

  • Спишите, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных. Объясните свой выбор.
  • Подчеркните в словах изученные орфограммы.

249. Прочитайте скороговорку Ю. Кушака.

      Сорок сорок
      Для своих сорочат
      Сорок сорочек,
      Не ссорясь, строчат.
      Сорок сорочек
      Прострочены в срок —
      Сразу поссорились
      Сорок сорок.

  • Почему поссорились сороки?
  • Спишите, обозначьте в словах ударение.
  • Какими частями речи являются одинаково написанные слова? На какой вопрос они отвечают? Подчеркните имена числительные.

250. Прочитайте.

      Утро. Блещет роса, и сквозь лес от зари
      Яркий свет на поля разливается.
      За рекой, на лугу, по росе косари
      Идут, косят траву, наклоняются.
      (И. Суриков)

  • Спишите. Объясните, как определить падеж имён существительных в предложениях. Разберите одно из имён существительных как часть речи.

251. Прочитайте.

Зайчонок

С этих пор лесник ещё долго оставлял на крыльце морковку. И ночью она исчезала.

К зиме зайчонок поправился. Лесник выпустил зверька в лес.

Лесник принёс зайчонка домой и начал его лечить. У зайчонка была порвана шкурка.

Собака лесника слышала, как кто-то по ночам топтался у дверей. Но на этого лесного гостя никогда не лаяла.

Напал на зайчонка ястреб. А лесник со своей собакой его спасли: отбили зайчонка у ястреба.

(В. Степанов)

  • Составляют ли предложения текст? Объясните свой ответ.
  • Составьте из данных частей текст (в тексте должно быть три части). Определите его тему и главную мысль.
  • Запишите заголовок и текст по частям. Проверьте себя.

252. Прочитайте.

Рожок — это берестяной ремень, выр..занный (из) ровнен..кого м..л..дого дер..ва. (За)х..телось (по)играть — (с)вил бересту (в)дудочку, (в)ставил гудок, полую палочку (из)бузины, (с)прорез..ю: дуй — (за)гудит. Но чтобы играть, гласы (вы)водить — (без)учен..я, (без)премудростей (не)обойдёшься.

(В. Бахревский)

  • Объясните, какие правила надо знать, чтобы правильно записать слова. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
  • Как вы понимаете значение последнего предложения?

253. Прочитайте. Скажите, какие имена существительные в предложениях пропущены.

Гремел _______, и шёл _______. Сквозь _______ лучи́ло _______, и раскидывалась широкая _______. В это время распускалась _______. Над самой водой зеленели _______ дикой смородины.

(М. Пришвин)

    Слова для справок: кусты, дождь, гром, черёмуха, солнце, радуга.

  • Спишите, вставляя пропущенные слова. Укажите род глаголов прошедшего времени единственного числа.
  • Подчеркните в первом сложном предложении его основы.

254. Прочитайте. Озаглавьте текст.

З..ря разгорается. Вот уже з..л..тые пол..сы протянулись по небу. В оврагах клубятся пары. Жав..ронки звонко п..ют. Предрассветный вет..р подул. Тихо всплывает багровое со..нце.

(И. Тургенев)

  • Подготовьтесь записать текст под диктовку.
  • Разберите одно из распространённых предложений по членам. Выпишите из него словосочетания.
  • Что обозначает слово предрассветный? Как оно образовалось? Разберите его по составу.

255. Прочитайте. Когда так говорят?

      П..жалуйста. Здра..ствуйте. Благодарю.
      Изв..ните. Добрый день. Будьте добры.
      Сп..сибо. Д.. св..дания. Спокойной ночи.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Устно составьте диалог, используя в нём некоторые из данных слов и выражений.

256. Прочитайте. Объясните написание пропущенных орфограмм. Назовите произведение.

1. Из зарослей выл..з мал..н..кий барсук. 2. Потом из травы п..к..залась острая морда с ч..рными пронзительными глазками. 3. Зверь высунул из травы мокрый ч..рный нос, похожий на свиной п..т..чок. 4. Наконец п..к..залась п..л..сатая шкурка. 5. Нос долго нюхал воздух и др..жал от жадности.

(К. Паустовский)

  • Расположите предложения так, чтобы получился текст. Объясните, как вы это делали.
  • Придумайте к тексту заголовок. Запишите заголовок и составленный текст.

257. Прочитайте выразительно.

      Дождик бежит по траве
      с радугой
      на голове.
      Дождика я не боюсь,
      весело мне,
      я смеюсь.
      Трогаю дождик рукой:
      «Здравствуй!
      Так вот ты какой!..»
      (Р. Рождественский)

  • Это стихотворение весёлое или грустное? Объясните свой ответ. Какие слова вызвали у вас улыбку?
  • Объясните правописание выделенных букв.
  • Спишите. Назовите знакомые части речи. Подберите имена прилагательные к именам существительным радуга, дождик.

258. Прочитайте. Выберите из скобок нужные буквы и запишите слова.

Перч(а, я)тка, снеж(и, ы)нка, под(ъ, ь)езд, крыл(ъ, ь)я, мя(г, к)кий, р(о, а)синка, ключ(и, е)к, камы(шь, ш), верё(в, ф)ка, ме(сн, стн)ость, чуде(сн, стн)ый, ко(л, лл)ек-ция, дли(н, нн)ый, к(а, о)л(а, о)сок, мал(е, и)нький, замоч(е, и)к, посв(е, я)тить фонариком.

  • Объясните свой выбор букв. Устно подберите к каждому слову ещё 2-3 слова на это же правило.
  • Подберите к одному из слов 1-2 однокоренных слова и запишите их.

259. Прочитайте.

      О первый ландыш! Из-под снега
      Ты просишь солнечных лучей;
      Какая девственная нега
      В душистой чистоте твоей!
      (А. Фет)

  • Какие чувства выразил поэт в стихотворении? Определите по толковому словарю значение устаревшего слова нега.
  • Подготовьтесь записать поэтические строки под диктовку.

260. Прочитайте. Найдите в каждом ряду лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.

  1. Гусь, гусыня, гусеница, гусёнок.
  2. Друг, знакомый, товарищ, приятель.
  3. Ножницы, шахматы, лыжи, санки.
  4. До свидания, прощайте, извините.
  • Спишите слова каждого ряда без лишнего слова. Подчеркните орфограммы.

261. Выпишите из словаря «Однокоренные слова» две группы слов. Укажите над каждым словом часть речи. Подчеркните изученные орфограммы.

  • Составьте и запишите предложение с любым словом. Подчеркните основу этого предложения.

262. Прочитайте стихи К. Бальмонта.

      В углу шуршали мыши,
      Весь дом застыл во сне.
      Шёл дождь — и капли с крыши
      Стекали по стене.

  • В звучании каких слов слышится шум дождя и движение капель дождя? Какие звуки или сочетания звуков передают эти звуковые образы?
  • Запишите стихи по памяти. Проверьте себя.

263. Прочитайте.

27 мая в нашей стране отмечают Всероссийский День библиотек. В этот день в далёком 1795 году в Санкт-Петербурге открылась первая государственная общедоступная библиотека России. Тогда она называлась Императорская публичная библиотека, а ныне — Российская национальная библиотека. Её двери и поныне открыты для всех желающих.

Всероссийский День библиотек — это праздник всенародный, праздник всех тех, кто любит книгу.

  • Что нового вы узнали из текста?
  • Обратите внимание на написание заглавной буквы в названии праздника и названиях библиотек.
  • Спишите последнее предложение. Проверьте себя.
  • Поздравьте своего школьного библиотекаря с этим праздником.

264. Рассмотрите рисунки. Назовите сказки.

  • Расскажите эпизод из любой сказки.
  • Составьте 2-3 предложения по любому рисунку.
  • Запишите ответ на вопрос: к какой сказке дан третий рисунок?

265. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Антон ехал на машине через лес. Вдруг на дорогу выскочила лосиха. Она трясла головой, словно звала на помощь. Антон остановил машину, вылез из кабины и пошёл за лосихой. Она привела Антона к болоту. Там по шею в трясине стоял малютка-лосёнок. Антон стал выталкивать лосёнка из болота. Потом взял на руки и вынес на берег. В глазах лосихи блестели слёзы. Она стала облизывать своего кроху.

(Из газеты «Комсомольская правда»)

  • Определите тему и главную мысль текста.
  • К каким частям текста могли бы подойти такие названия?

      На помощь!
      Дорога к болоту.
      Помощь пришла вовремя.
      Радость матери.

  • Что отражается в каждом заголовке: тема или главная мысль? Подберите свои заголовки к данным частям текста.
  • Напишите изложение текста (см. Памятку 6 пункты 4-6). Проверьте себя.

266. Рассмотрите рисунок.

  • Определите тему рисунка. Где происходит действие? Чем заняты ребята? Подберите имена детям и кличку собаке. Расскажите, что каждый из них делает. Какое настроение у ребят?
  • Составьте по рисунку текст. Озаглавьте его.
  • Запишите заголовок и составленный текст.

267. Прочитайте. Спишите.

      Здравствуй, ЛЕТО!
      Сколько солнца! Сколько света!
      Сколько зелени кругом!
      Что же это? Это ЛЕТО
      Наконец спешит к нам в дом.
      Певчих птиц разноголосье!
      Свежий запах сочных трав,
      В поле спелые колосья
      И грибы в тени дубрав.
      (Т. Бокова)

  • Определите тему и главную мысль стихотворения. Согласны ли вы с автором? А что вы ждёте от лета?
  • Почему в стихотворении так много восклицательных предложений?
  • Составьте небольшой рассказ на тему «Почему я жду летних каникул?».

268. Прочитайте. Докажите, что это текст. Озаглавьте его. Запишите заглавие и текст.

В необыкновенной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

(К. Паустовский)

  • Какую картину вы представили, читая текст? Какие части речи помогают нам представить рассвет в цвете? Найдите сравнения. Удачны ли они?
  • Найдите в предложениях глагол, который повторяется. Почему автор употребил его несколько раз?
  • Какие части речи вы можете определить? Одинаково ли количество слов разных частей речи? Каких слов больше? Подчеркните слова неизвестных вам частей речи.
  • Какие предложения автор использовал в данном тексте? Дайте им характеристику. Каких предложений больше? Подчеркните в первом предложении грамматическую основу и выпишите из него словосочетания.
  • Обратите внимание на цифры и выполните любой разбор.
  • Встаньте как-нибудь пораньше. Понаблюдайте, как зарождается рассвет в вашей местности. Опишите это красивое явление природы.

Рейтинг@Mail.ru