Русский язык
3 класс (Часть 2)

Род глаголов в прошедшем времени

214. Прочитайте.

      Солнце грело, всё грело и грело.
      Дождик падал, гулял ветерок.
      И малина взяла да поспела
      Точно-точно в положенный срок!
      (Е. Благинина)

  • Определите время и число глаголов. Поставьте к каждому глаголу вопрос.
  • Определите род каждого глагола в прошедшем времени по роду имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.
  • Спишите. Укажите род имён существительных и глаголов. Выделите окончания глаголов.

Обратите внимание! Род глагола прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.

215. Прочитайте.

что делал? блестел[ ], сиял[ ], сверкал[ ]
что делала? блестела, сияла, сверкала
что делало? блестело, сияло, сверкало

что сделал? блеснул[ ], засиял[ ], сверкнул[ ]
что сделала? блеснула, засияла, сверкнула
что сделало?о, засияло, сверкнуло

  • Докажите, что глаголы блестел, сиял, сверкал являются синонимами. Определите различие в лексическом значении глаголов блестел и блеснул, сиял и засиял, сверкал и сверкнул.
  • Определите время, число, род глаголов. Какая часть слова указывает на изменение глаголов по родам?
  • Спишите глаголы, укажите их род, выделите окончания.

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.

    Жил[ ], ждал[ ], взял[ ], брал[ ], — м. р.
    Жил[а], ждал[а], взял[а], брал[а], — ж. р.
    Жил[о], ждал[о], взял[о], брал[о], — ср. р.

Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.

216. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени. Запишите.

Расти — упасть, говорить, поднять, гореть, звенеть, цвести, играть.

  • Выделите окончания глаголов.

217. Прочитайте.

      Что-то вдруг загр..хотало!
      И огнём заполыхало!
      И б..рёза заст..нала
      И руками зам..хала!
      И осина!.. И сосна!..
      Верно, думали, война...
      (Э. Мошковская)

  • О чём это стихотворение? Какое настроение вызывают эти строки? Какие слова передают такое настроение? Какое значение внесла в глаголы приставка за-?
  • Спишите. Определите род и число глаголов (или только число). Выделите окончания.

218. Найдите в словаре синонимов и антонимов по две пары глаголов. Запишите их сначала в неопределённой форме, а затем в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа.

219. Прочитайте.

Картофель (свариться). Молоко (кипеть). Сирень (расцвести). Восток (заалеть). Мышь (пробежать). Такси (подъехать). Ночь (пройти). Месяц (светить). Пальто (висеть). Трактор (работать).

  • Составьте нераспространённые предложения, образуя от глаголов неопределённой формы глаголы прошедшего времени. Запишите составленные предложения. Укажите род глаголов.

220. Прочитайте. Спишите, вставляя в глаголы пропущенный суффикс -л- и, где нужно, окончания. Бы.. солнечный июльский день. Вдруг солнце померк... . Гряну.. гром. Сверкну... молния. Гроза бы... недолгая. Туча уш... . Снова засия... над садом солнце. Запе... разные птички.

(М. Пришвин)

  • Укажите род глаголов в единственном числе. Выделите их окончания.

221. Прочитайте, образуя от глаголов неопределённой формы глаголы прошедшего времени.

1. Он (разбудить) ёжика. 2. Он (стряхнуть) сухие листья и (посмотреть) по сторонам. 3. Тёплое солнышко (растопить) лёд и снег. 4. Колючий ёжик (выбраться) на лесную полянку. 5. По лесу (побежать) весёлый ручеёк.

  • Расположите предложения так, чтобы получился текст.
  • Запишите составленный текст. Дополните его 1-2 предложениями на эту же тему.

222. Прочитайте. Объясните, как вы поняли лексическое значение каждого глагола.

Пос(и, е)дел на траве — пос(и, е)дел от горя; сп(и, е)ши упражнение — сп(е, и)ши быстрей в школу; зап(е, и)вать песню — зап(и, е)вать лекарство водой.

  • Запишите, выбирая из скобок нужную букву.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

Рейтинг@Mail.ru