Русский язык
3 класс (Часть 2)

Изменение имён прилагательных по падежам

Имена прилагательные, как и имена существительные, изменяются по падежам, или склоняются.

Склонение (изменение по падежам)
имен прилагательных

143. Рассмотрите таблицу «Склонение (изменение по падежам) имён прилагательных». По каким вопросам изменяются имена прилагательные мужского, среднего, женского рода? Какая часть в слове указывает, что имя прилагательное изменилось по падежам?

  • Назовите вопрос, имя прилагательное и его окончание в каждом из падежей.

144. Устно просклоняйте одно из данных имён прилагательных вместе с именем существительным. При склонении пользуйтесь таблицей (см. выше).

      Лесной (дом), лесная (ягода), лесное (озеро).
      Морской (берег), морская (волна), морское (дно).

Обратите внимание! У имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода в родительном падеже пишется окончание -ого или -его. На месте буквы г в окончаниях -ого и -его всегда произносится звук [в].

Как определить падеж имени прилагательного?

Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, в каком стоит имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного.

145. Прочитайте.

1. Волнуется синее море. 2. Старик жил у синего моря. 3. Корабль плыл по синему морю. 4. Мы увидели синее море. 5. Лебеди летели над синим морем. 6. Дельфины плавали в синем море.

  • Определите падеж имени существительного море в каждом предложении. По падежу имени существительного море определите падеж имени прилагательного синий.
  • Задайте вопрос от имени существительного море к имени прилагательному синий. Выпишите эти словосочетания из каждого предложения вместе с вопросами.

146. Прочитайте. Подготовьтесь написать пословицы под диктовку.

1. Плохая шутка до добра не доведёт. 2. На чужой стороне и солнце не греет. 3. К большому терпенью придёт уменье. 4. На красный цветок и пчела летит. 5. Маленькое дело лучше большого безделья.

  • Укажите падеж имён прилагательных.

147. Прочитайте выразительно.

      Белеет парус одинокий
      В тумане моря голубом!
      Что ищет он в стране далёкой?
      Что кинул он в краю родном?
      (М. Лермонтов)

  • Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.
  • Запишите по памяти. Проверьте себя.
  • Определите падеж имён прилагательных.

Начальная форма имени прилагательного - это форма именительного падежа мужского рода единственного числа:

молодой дуб, белый шкаф, близкий край.

148. Прочитайте. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

Он был маленький, ж..лто-з..лёный, с тёмными волнистыми п..лосками по туловищу и синими пятнышками у клюва. За яркую в..сёлую окраску и нежный х..х..лок на г..л..ве Оксана назв..ла попугая Петрушей. На птичьем рынке Оксане понравился бойкий попугай.

(Н. Михайлова)

  • Расположите предложения так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
  • Запишите заголовок и составленный текст, вставляя пропущенные буквы.
  • Объясните, как определить число, род и падеж выделенных имён существительных и имён прилагательных.

149. Прочитайте фразеологизмы и объясните их смысл. Спишите.

1. Жить чужим умом. 2. От чистого сердца. 3. По горячим следам. 4. Сделать на скорую руку. 5. Черепашьим шагом. 6. В ежовых рукавицах. 7. В добрый час.

  • Определите падеж каждого имени прилагательного по вопросу или по падежу имени существительного.
  • Устно составьте предложение с любым фразеологизмом.

150. Прочитайте Памятку 2 «Порядок разбора имени прилагательного». Обратите внимание, как выполнить устный и письменный разбор имени прилагательного как части речи.

151. Прочитайте.

1. Дремлет чуткий камыш. 2. Над полями вечерняя зорька горит. 3. Тихо веет тёплый ветерок. 4. Зимняя вьюга шумит и гудит. 5. Светлые заливы в камышах блестят. 6. В синем небе плывут над полями облака с золотыми краями.

(И. Никитин)

  • Разберите любое имя прилагательное как часть речи сначала устно по образцу, затем письменно по Памятке.

    Образец. Чуткий — это имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? Относится к имени существительному камыш (чуткий камыш). Начальная форма — чуткий. Употреблено в мужском роде, в единственном числе, в именительном падеже. В предложении является второстепенным членом.

152. Прочитайте. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное.

Утренняя заря, ... р..стение, ... к..лл..ктив, ... м..рковь, ... п..м..дор, ... к..ртоф..ль, ... чу..ство, ... к..ртина, ... в..р..бей, ... м..тро, ... р..машка, ... Кремль, ... ш..ссе, ... лес..н..ца, ... с..рень.

  • Запишите составленные словосочетания. Укажите род имён прилагательных, выделите их окончания.
  • Проверьте по словарю написание слов с непроверяемыми орфограммами.
  • Составьте предложение с любым словосочетанием.

153. Прочитайте. Дополните предложения подходящими по смыслу словосочетаниями.

В лесу наступила _______. По деревьям постукивает _______. С веток осыпается _______. Над лесом синеет _______. На нём рассыпаны _______. Похрустывает _______. Сквозь кусты пробирается _______. Через поляну мчится _______. Утром взойдёт и заиграет над лесом _______. На скатерти снегов охотники увидят _______ звериных следов.

(И. Соколов-Микитов)

Словосочетания: весел... зимн... солнце, тёмн... зимн... ночь, высок... небо, мягк... снег, хитр... рыле... лисица, трескуч... мороз, ярк... зимн... звёзды, лёгк... серебрист... иней, красив... узоры, робк... длинноух... зайчишка.

  • Запишите составленные предложения, вставляя пропущенные окончания.
  • Определите тему записанного текста. Придумайте к нему заголовок.
  • Найдите в последнем предложении слова, которые имеют такой состав: . Выделите в них все значимые части. Над словами укажите, какой частью речи является каждое слово.
  • Разберите одно из имён прилагательных или имён существительных как часть речи.

154. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками».

  • очему картина названа «Девочка с персиками»? Опишите портрет девочки. Какой миг из её жизни запёчатлён на картине? Как удалось художнику передать обаяние девочки?
  • Представьте, что у вас возникло желание поделиться с друзьями своими впечатлениями о картине «Девочка с персиками». Составьте такой текст, можете использовать опорные слова. Запишите составленный текст.

    Опорные слова: смуглое лицо, румянец на щеках, большие карие глаза, чёрные густые волосы, розовая кофточка, чёрный в белую горошину бант, смугло-розовый персик, белоснежная скатерть, листья клёна, серебряный нож, серебристо-дневной свет, солнечные блики, просторная комната, старинная мебель.

155. Прочитайте. Озаглавьте текст.

На ч..рной воде оз..ра плавала громадная птица. Оп..рение её п..р..ливалось лимонным и розовым цветом. Птица выт..щила из воды мал..н..кую гол..ву, величиной с яйцо, з..росшую курчавым пухом. К г..л..ве был как будто приклеен громадный клюв с кожаным красным мешком. Это пеликан.

(К. Паустовский)

  • Найдите описание пеликана. Какой он по величине? Какое у него оперение? С чем сравнивается голова и клюв птицы? Какую роль выполняют имена прилагательные в описании птицы?
  • Запишите заголовок. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Стрелкой () укажите, с каким именем существительным связано по смыслу каждое имя прилагательное.

Проверь себя

1. Расскажите, что вы узнали об имени прилагательном. Для чего мы употребляем в речи имена прилагательные?

2. Прочитайте слова. Докажите, что только одно слово является именем прилагательным.

Зелень, зелёный, зеленеть.

3. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное. Над именами прилагательными укажите род.

Мышь, помидор, метро, помощь.

4. Рассмотрите схемы слов. Словам какой части речи соответствует каждая схема? Объясните свой ответ.

5. Прочитайте. В каком из словосочетаний имя прилагательное стоит в начальной форме?

Радостное чувство, дальний край, весенняя погода, асфальтированная дорога.

6. Прочитайте. Спишите. Найдите в предложении слова, которые изменяются в единственном числе по родам. Укажите над этими словами часть речи.

Пёстрый дятел несёт в клюве сосновую шишку.

  • Выпишите из предложения словосочетания, образованные из имени существительного и имени прилагательного.

Рейтинг@Mail.ru