Учебник для 3 класса
/Часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Как определить имена прилагательные?

109. Прочитайте.

      Улыбнулись сонные берёзки,
      Растрепали шёлковые косы.
      Шелестят зелёные серёжки,
      И горят серебряные росы.
      (С. Есенин)

  • В какое время года и какой вы представили берёзку? Какую роль выполняют имена прилагательные в данных предложениях?
  • Запишите по памяти. Проверьте себя. Над именами прилагательными укажите часть речи: прил.

Имя прилагательное - часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и др.

В предложении имя прилагательное связано по смыслу с именем существительным. какой?

110. Прочитайте.

... озерко заросло осокой. Посреди плавала ... утка. У неё была ... грудь, а ... ... головка на ... шее кончалась клювом, ... как шило.

    Слова для справок: маленькая, плоская, острым, тонкой, небольшое, белая, дикая.

  • Спишите, вставляя в предложения подходящие по смыслу слова. К какой части речи они относятся?
  • Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?

111. Прочитайте.

Оранжевый ..., большое ..., синее ..., тяжёлая ..., тёплый ..., узкая ..., душистая ..., приветливая ..., сладкая ..., громкий ..., красивые ..., отзывчивый ..., прохладная ... .

  • Докажите, что данные слова - имена прилагательные.
  • Подберите к каждому имени прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. Запишите полученные словосочетания. Выделите окончания в именах прилагательных.
  • Какие из данных имён прилагательных обозначают признак предмета по запаху, величине, цвету, весу, звуку, температуре, размеру? Какие из них дают оценку предмету?

приве́тливо

112. Прочитайте. Объясните, как найти среди однокоренных слов имена прилагательные.

1. Жёлтый, желтеть, желток, желтоватый. 2. Зелень, зелёный, зелёненький, зеленеть. 3. Чистый, чистенький, чистота, чистить. 4. Слабость, слабеть, слабый, преслабый. 5. Высокий, высоко, высота, высотный.

  • В чём различие в лексическом значении слов жёлтый и желтоватый, слабый и преслабый, зелёный и зелёненький?
  • Запишите только имена прилагательные.
  • К каким именам прилагательным можно подобрать синонимы? Подберите их.

113. Прочитайте стихотворение.

      Красные маки, жёлтый песок.
      Зелёный зажёгся на ветке листок.
      Жук фиолетовый греет бока.
      Синяя плещет река в берега.
      Оранжевым солнцем согреты леса.
      А у скворца... голубые глаза.
      (В. Степанов)

  • Назовите имена прилагательные, обозначающие цвета радуги. Подберите к ним синонимы.
  • Выпишите словосочетания имён прилагательных с именами существительными. Устно поставьте вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.

114. Прочитайте. Определите, сколько здесь предложений.

Мартовское со..нце осв..тило п..ляну вес..ло затёнькала проворная с..ничка л..сная мыш.. пр..б..жала по снегу прыгнула на ель мал..нькая белочка еловая ветка сбросила сн..говую шапку.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая начало и конец предложений.
  • Подчеркните в каждом предложении главные члены предложения.
  • Найдите имена прилагательные. Каким членом предложения они являются? Подчеркните их волнистой линией.

115. Прочитайте. Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы? Спишите.

Северный Ледовитый океан, Чёрное море, Томская область, Уральские горы, город Нижний Новгород, Красная площадь, Московский Кремль.

  • Подчеркните в именах собственных заглавную букву.

116. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Какие кр..сивые з..л..товолосые пингвины! Над глазами у них з..л..тистые хох..лки, словно две метёлочки, и брови ярко-ж..лтые. А клюв и глаза красные. Спинка и бока изумрудно-з..лёные. А белая грудка кажется шёлковой — такая она гладкая и блестящая.

(А. Иванченко)

  • Докажите, что это текст-описание.
  • Запишите заголовок и текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. С какой целью употреблены имена прилагательные?
  • Прочитайте выделенные сложные прилагательные. Догадайтесь, как они образовались. Какие из них обозначают оттенки цветов?

Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов, пишутся через дефис (-): изумрудно-зелёный (цвет), тёмно-красный (цвет).

117. Прочитайте. Образуйте сложные имена прилагательные, обозначающие цвета или оттенки цветов.

Серебристый, белый; тёмный, каштановый; яркий, красный; светлый, жёлтый; бледный, розовый; чёрный, белый.

Образец. Серебристо-белый, ... .

  • Запишите составленные имена прилагательные.
  • Составьте и запишите предложение, употребив в нём одно из сложных имён прилагательных.

Кра́сная пло́щадь
Моско́вский Кремль

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru