Русский язык
3 класс (Часть 2)

Винительный падеж Кого? Что?

86. Прочитайте словосочетания.

Купил (что?) творог; вижу (кого? что?) скворца, картину; слушаю (кого? что?) маму, музыку; рассказал (про кого?) про животных; увидел (сквозь что?) сквозь стекло; положил (на что?) на землю; положил (во что?) в портфель, в чай; сел (за что?) за руль; прыгнул (через что?) через бревно.

  • Определите по вопросу падеж имён существительных.
  • С какими предлогами употребляются имена существительные в винительном падеже?
  • Запишите словосочетания без вопросов. Подчеркните предлоги.

Добрый пёс на ветер не лает.
Не лает (на что?) на ветер (В. п.).

87. Прочитайте.

1. Старик смотрел на море. 2. Море слегка разыгралось. 3. Вдали мы увидели море. 4. Уплыла рыбка в море.

  • Определите падеж имени существительного море в каждом предложении.
  • Запишите предложения, в которых имя существительное море употреблено в винительном падеже. Подчеркните главные члены предложения.

Имя существительное, которое отвечает на вопрос что? и является в предложении подлежащим, стоит в именительном падеже.

Имя существительное, которое отвечает на вопрос что? и является в предложении второстепенным членом, стоит в винительном падеже.

88. Прочитайте.

      Молоко покрыла пеночка.
      Варится в котле овсянка.
      За окном щебечет пеночка.
      Подпевает ей овсянка.
      (Я. Козловский)

  • Что обозначают омонимы пеночка, овсянка в каждом из предложений?
  • Спишите. Определите падеж выделенных имён существительных.
  • Объясните, как вы определяли падеж неодушевлённых имён существительных, отвечающих на вопрос что?

89. Прочитайте. Что обозначают выделенные слова?

1. Коля колет колья. 2. Наш Полкан попал в капкан. 3. Мышки мыли миску мышке. 4. Соломы воз возница вёз.

  • Объясните, как определить падеж выделенных имён существительных в данных предложениях.
  • Запишите по памяти любую скороговорку. Подчеркните главные члены предложения. Выпишите словосочетания. Укажите падеж имён существительных.

соло́ма

90. Прочитайте.

Вижу (кого? что?) девочку, мальчика, лису, медведя, стол, кедр.

Нет (кого? чего?) девочки, мальчика, лисы, медведя, стола, кедра.

  • В каких падежах употреблены имена существительные со словами вижу и нет?
  • Назовите имена существительные, которые в данных падежах:
    1. имеют одинаковые окончания и отвечают на один и тот же вопрос;
    2. имеют разные окончания, но отвечают на один и тот же вопрос;
    3. имеют разные окончания и отвечают на разные вопросы.

Чтобы распознать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных мужского рода, можно использовать приёмы замены этих существительных одушевлёнными именами существительными женского рода или неодушевлёнными именами существительными мужского рода в тех же падежах.

Р. п. (нет) кого? малыша (девочки, лисы).
В. п. (вижу) кого? малыша (лису, стол).

В этих падежах у данных имён существительных окончания различаются.

91. Прочитайте. Вставьте в предложения слово конь, употребив его в нужном падеже.

1. Запряги ...! 2. Не гони ... кнутом. 3. Сними с ... уздечку! 4. ... легко дрессировать. 5. Возраст ... определяют по зубам. 6. Расскажи мне про ... .

  • Скажите, легко или трудно определить падеж имени существительного конь в каждом предложении. Почему?
  • Запишите предложения, вставляя пропущенное слово. Объясните, как вы определяли падеж имени существительного конь в каждом предложении.

92. Прочитайте слова и признаки трёх падежей.

  1. Вопросы: кто? что?
    Предлоги: нет.
    Член предложения: подлежащее.
  2. Вопросы: кого? что?
    Предлоги: за, через, про.
  3. Вопросы: кого? чего?
    Предлоги: от, до, без, из.
  • Определите по признакам падеж. Поставьте каждое имя существительное в данные падежи. Каким членом предложения являются имена существительные в этих падежах?
  • Составьте предложения с одним из имён существительных. Неодушевлённое имя существительное употребите сначала в винительном падеже, потом в именительном. А одушевлённое — сначала в родительном падеже, а затем в винительном.
  • Запишите составленные предложения.

93. Прочитайте. Вставьте в предложения подходящие по смыслу имена существительные в винительном падеже. Запишите стихотворение.

      На свете всё
      На всё похоже:
      Змея —
      На ________
      Из кожи;
      Луна —
      На круглый ________
      Огромный;
      Журавль —
      На тощий
      ________ подъёмный;
      Кот полосатый —
      На ________;
      Я — на тебя,
      А ты —
      На маму.
      (Р. Сеф)

      Слова для справок: кран, пижама, ремешок, глаз.

  • Назовите другие предметы, которые можно сравнить между собой по какому-либо признаку.

Рейтинг@Mail.ru