Русский язык
3 класс (Часть 2)

Родительный падеж Кого? Чего?

77. Прочитайте словосочетания.

Ветка (чего?) осины; ранец (кого?) брата; письмо (от кого?) от сестры; был (без чего?) без пальто; вышел (из чего?) из трамвая; цветы (для кого?) для мамы; доехал (до чего?) до реки.

  • Определите падеж выделенных имён существительных (по вопросам). К каким из них вы поставили вопрос чего?, а к каким — вопрос кого?
  • В каком словосочетании к имени существительному можно задать вопрос откуда?
  • С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже?
  • Запишите словосочетания без вопросов. Подчеркните предлоги. Выделите окончания имён существительных в форме родительного падежа.

трамва́й

Осина и без ветра шумит.
Шумит (без чего?) без ветра (Р. п.).

78. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

1. От скуки бери дело в руки. 2. У страха глаза велики. 3. Без терпенья нет уменья. 4. До поры до времени не сеют семени. 5. Из пушки по воробьям не стреляют. 6. Не для шапки голова на плечах.

  • Объясните, как найти в предложении имена существительные в родительном падеже.
  • Спишите пословицы, в которых все имена существительные употреблены в форме родительного падежа.

79. Прочитайте.

      Ценю народ мастеровой,
      И лишь у пустомели
      Бывает всякою порой
      Семь пятниц на неделе.
      (Я. Козловский)

  • Определите главную мысль стихотворения. Объясните значение выделенного слова и выделенного фразеологизма.
  • Спишите. Подчеркните имена существительные в родительном падеже.

пя́тница

У имён существительных в родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак не пишется: с плеч, из-за туч, с крыш, около дач, много задач.

80. Прочитайте. Отгадайте загадки. Объясните отгадки. Какая загадка является ещё и скороговоркой?

  1. Около проруби сидят белые голуби.
  2. С неба крупа падает.
  3. От топота копыт пыль по полю летит.
  4. Без крыльев, а быстрее птицы с дерева на дерево перелетает.

Отгадки: конь, белка, град, зубы.

  • Как определить падеж выделенных имён существительных?
  • Спишите скороговорку. Подчеркните главные члены предложения. Назовите словосочетания. Укажите падеж выделенных имён существительных.
  • Спишите загадки, укажите падеж выделенных имён существительных.

81. Прочитайте. Какое слово в предложении пропущено?

Однажды Наташа гуляла в поле около леса. Она увидела голубой к..л..кольчик. Он рос д..л..ко от воды и совсем завял. Наташа пож..лела бедный цветок. Девочка прин..сла воды из руч..йка и нап..ила его. Голубой к..л..кольчик ожил, улыбнулся и ск..зал: «________, девочка! Не дала мне погибнуть. И я прин..су тебе радость».

(Н. Сидоров)

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы и слово. Укажите падеж выделенных имён существительных.
  • Определите тему и главную мысль текста. Озаглавьте текст.
  • Придумайте продолжение текста. Подготовьтесь его рассказать.

Рейтинг@Mail.ru