Русский язык
3 класс

Виды предложений по цели высказывания

20. Прочитайте.

Что за растение — овёс? Это хлебный злак. У него узкие и длинные листья. Стебель заканчивается метёлкой с колосками. В колосках зреют зёрна.

Как люди используют зёрна овса? А что можно приготовить из овсяной муки?

  • Прочитайте предложения, в которых содержится вопрос. С какой целью употреблены эти предложения в тексте? А какое слово в каждом из них вы произнесли с усилением голоса и почему?
  • О чём сообщается в других предложениях? Прочитайте их. Что вы узнали о растении овёс? Произнесите эти предложения спокойно, с понижением голоса в конце. С какой целью употреблены эти предложения в тексте?

Предложения, в которых о чём-либо сообщается (повествуется), - это повествовательные предложения. В конце повествовательных предложений ставится точка или восклицательный знак.

Предложения, которые содержат вопрос, - это вопросительные предложения. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.

21. Прочитайте текст упр. 20 ещё раз. Спишите одно из двух последних вопросительных предложений. Запишите ответ на вопрос, заключённый в этом предложении.

овёс

22. Прочитайте выразительно.

  1. Будьте внимательны друг к другу.
  2. Любите и уважайте своих родителей.
  3. Берегите нашу Землю!
  4. Не радуйтесь чужой беде.
  5. Уступайте старшим по возрасту место в транспорте.
  • Почувствовали ли вы, что произносили эти предложения с интонацией побуждения? Что в ней выражается: пожелание, совет, приказ, просьба? С какой целью употреблены эти предложения?
  • Спишите предложения.

Предложения, в которых побуждают к действию (просят, приказывают, советуют), - это побудительные предложения. В конце побудительных предложений ставится точка или восклицательный знак.

23. Прочитайте каждое побудительное предложение, выражая голосом сначала просьбу, потом приказание.

Не кричите! Не смейтесь слишком громко!
Не размахивайте руками во время разговора.
Старайтесь при ходьбе не задевать окружающих.
Соблюдайте правила уличного движения.
Переходите улицу только на зелёном свете светофора.
Будьте аккуратны на улице: не разбрасывайте обёртки от конфет.

  • Какой темой можно объединить эти предложения? Можно ли их назвать правилами поведения?

24. Прочитайте предложения. Какая это сказка?

  1. Наутро Буратино проснулся весёлый и здоровый.
  2. Пудель Артемон носился по траве и лаял.
  3. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.
  4. Завтракайте, пожалуйста, спокойно.
  5. Папа Карло, а где твоя куртка?
  6. Улицу переходил полосатый кот Базилио.

    (А. Толстой)

  • Каким по цели высказывания является каждое предложение? Объясните свой ответ.
  • Спишите повествовательные предложения. Подчеркните заглавную букву в именах собственных.

25. Прочитайте вопросительные предложения, выделяя голосом слова, перед которыми стоит знак ↑.

↑Зимой рождаются клесты?
Зимой ↑рождаются клесты?
Зимой рождаются ↑клесты?

  • Одинаковы или различны по смыслу эти предложения?
  • Спишите предложение, которому будет соответствовать такой ответ: «Да, зимой». Подчеркните в нём главные члены.
  • Напишите ответ на этот вопрос, изменяя порядок слов в предложении: подлежащее ⇒ сказуемое ⇒ второстепенный член.

26. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы».

  • Поделитесь своими впечатлениями от картины. А приходилось ли вам наблюдать приближающуюся грозу?
  • Почему картина так названа? Всмотритесь внимательно в картину. Как художник сумел передать предгрозовое состояние природы? Расскажите о детях: девочке и её брате. Какое чувство вы видите в глазах детей?
  • Составьте рассказ по картине, используя слова для справок. Подготовьтесь его рассказать.

      Слова для справок: надвигается гроза, мрачное серое небо, тучи, сильный ветер, узкий ручеёк, тёмные воды, ненадёжный мостик, прогибается, девочка, корзинка с грибами, маленький брат, обхватывает шею, поддерживает, испуг в глазах, боязливо оглядывается.

  • Запишите несколько предложений из составленного текста.

Рейтинг@Mail.ru