Русский язык
3 класс

Памятки

Памятка 1

Как сделать звуко-буквенный разбор слова

1. Произнеси слово. Определи, сколько в слове слогов. Произнеси слово по слогам.

2. Определи ударный слог. Произнеси слово, выделяя голосом ударный слог.

3. Произнеси (выдели голосом) каждый звук в слове по порядку.

4. Определи, каким является каждый звук: если гласный, то какой он - ударный или безударный; если согласный, то какой он — звонкий или глухой, твёрдый или мягкий, парный или непарный. Назови букву, которой обозначается каждый звук.

5. Сделай вывод о количестве звуков и букв в слове.

Образец рассуждения

В слове заря два слога: за и ря. Слог ря ударный. Звуки в слове можно обозначить так: [зар'а].

Называю звуки по порядку:
[з] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный; обозначается буквой «зэ»;
[а] — гласный, безударный; обозначается буквой «а»;
[р'] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный; обозначается буквой «эр»;
[а] — гласный, ударный; стоит после мягкого согласного звука; обозначается буквой «я».

В слове заря 4 звука, 4 буквы.

Образец письменного разбора

Заря [зар'а] - 2 слога.
з - [з] - согл., звонк. пари., твёрд, парн.;
а - [а] - гласи., безударн.;
р - [р'] - согл., звонк. непарн., мягк. парн.;
я - [а́] - гласи., ударн.

4 б., 4 зв.

Памятка 2

Как разобрать предложение по членам

1. Читаю предложение: Яркая звезда сверкала над лесом.

2. Нахожу подлежащее. Ставлю вопрос: о чём говорится в предложении? (О звезде.) В предложении слово звезда отвечает на вопрос что? Значит, слово звезда - подлежащее. Подчёркиваю одной чертой.

3. Нахожу сказуемое. Ставлю вопрос: что говорится о подлежащем, о звезде? (Сверкала.) Слово сверкала отвечает на вопрос что делала? (Звезда (что делала?) сверкала.) Значит, слово сверкала - сказуемое. Подчёркиваю двумя чертами.

4. Делаю вывод: подлежащее (звезда) и сказуемое (сверкала) — это главные члены предложения.

5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Ставлю от подлежащего вопрос: звезда (какая?) яркая. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Ставлю от сказуемого вопрос: сверкала (где?) над лесом.

6. Делаю вывод: в предложении два словосочетания: яркая звезда, сверкала над лесом.

Памятка 3

Как дать характеристику предложению

1. Прочитай предложение.

2. Определи, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). Является ли предложение восклицательным?

3. Определи, простое это предложение или сложное. Если простое, то какое оно: распространённое или нераспространённое. Если сложное, то как соединены простые предложения в сложное (с помощью интонации или с помощью союзов и, а, но).

Образец рассуждения

Читаю предложение М. Лермонтова:

      Недаром помнит вся Россия
      Про день Бородина!

Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации восклицательное. Данное предложение простое (в нём одна основа), распространённое.

Памятка 4

Как подготовиться к диктанту по учебнику

1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов.

2. Найди в каждом предложении слова, написание которых надо проверять. Определи, в какой части слова находится проверяемая (или непроверяемая) орфограмма. Подумай, как объяснить её написание.

3. Если не знаешь, как проверить слово, то запомни, как оно написано. Обрати внимание на употребление знаков препинания в предложениях.

4. Будь внимателен при записи каждого слова.

Памятка 5

Как разобрать слово по составу

1. Прочитай и объясни смысл слова. Определи, к какой части речи относится слово. Изменяется оно или нет?

2. Найди в слове окончание. Для этого измени слово: переписка, перепиской, переписку. Изменяемая часть . Это окончание. Выдели его знаком [ ]: переписк[a]

3. Выдели в слове основу. Основа — это часть слова без окончания. Выдели основу знаком : .

4. Найди в слове корень. Для этого подбери однокорен-ные слова (перепись, подпись, писать, запись), сравни их, выдели общую часть. Это будет корень. Выдели его знаком .

5. Найди в слове приставку (если она есть). Для этого подбери однокоренные слова без приставки или с другой приставкой (расписка, подписка, писать, записка). Приставка стоит перед корнем. Выдели приставку знаком .

6. Найди в слове суффикс (если он есть). Он стоит после корня и служит для образования нового слова. Выдели его знаком .

7. Назови все значимые части слова: .

Образец письменного разбора

Памятка 6

Как подготовиться к письму по памяти

1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о чём (о ком) говорится в тексте.

2. Найди в словах орфограммы. Подумай, как проверить их написание. Запомни написание трудных для тебя слов, проговори их по слогам.

3. Обрати внимание на знаки препинания, а в стихотворном тексте и на расположение строк.

4. Выучи текст наизусть.

5. Ещё раз внимательно прочитай текст (или повтори его про себя, зрительно представляя написание каждого слова). Закрой книгу и напиши.

6. Прочитай написанное по слогам, сравни с исходным текстом.

Памятка 7

Как подготовиться к изложению

1. Прочитай текст. Выясни значение непонятных слов, словосочетаний и предложений.

2. Определи тему и основную мысль текста. Обрати внимание, как автор их раскрывает. Подумай, какие слова и выражения особенно важно употребить в изложении для раскрытия темы и основной мысли текста.

3. Составь план: определи количество частей в тексте (или раздели текст на части, если они не выделены), выдели в них главное и озаглавь каждую часть. Это и будет планом.

4. Найди слова с изученными орфограммами. Объясни их написание. Найди слова, которые могут вызвать затруднение при письме. Выпиши эти слова или запомни их. Обрати внимание на построение и оформление предложений, постановку знаков препинания в них.

5. Ещё раз прочитай текст. Мысленно перескажи его. Начинай писать изложение по составленному плану. Каждую часть пиши с красной строки.

6. Проверь написанное изложение.

Рейтинг@Mail.ru