Русский язык
3 класс

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

264. Прочитайте.

      приехать — отъехать
      ёжился — съёжился
      выяснить — объяснить
      юбилей — предъюбилейный

  • Спишите. Выделите в словах приставки и подчеркните букву, которой заканчивается приставка.
  • После каких приставок пишется разделительный твёрдый знак? Перед какими буквами корня он стоит? Подчеркните их.

Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами е, ё, ю, я:

265. Прочитайте.

      Волк ужасно разъярён —
      Съесть ежа не может он.
      Ёж, хотя он и съедобен,
      Для съеденья неудобен:
      Съёжась, выставил иголки —
      Объегорил злого волка.
      (В. Лунин)

  • Что обозначает выделенное слово? В какой речи оно чаще употребляется: разговорной или литературной?
  • Спишите. Найдите слова с разделительным твёрдым знаком, выделите в них приставки. Подчеркните разделительный твёрдый знак и букву после него.

266. Прочитайте.

Фона[р'], мале[н']кий, ру[жй'о́], [сй'э]зд.

  • Запишите слова, обозначая звуки буквами. Подчеркните разделительный твёрдый знак.
  • Где в слове находится разделительный твёрдый знак? Выделите в этом слове приставку.
  • Скажите, в каких словах мягкий знак указывает на мягкость предшествующего согласного звука, а в каких - выполняет роль разделительного мягкого знака.

267. Прочитайте приставки и части слов. Образуйте слова с данными приставками..

(От-, под-, раз-, с-, в-)езд, (об-, предъявил, (раз-, об-)яснил, (об-, разъединить, (с-)юлил, (с-)ёжился, (раз-)ярённый, (с-)ябедничал.

  • Запишите получившиеся слова. Выделите приставки. Подчеркните разделительный твёрдый знак.

  • Как вы понимаете лексическое значение каждого слова?

Разделительный твёрдый знак в слове — это орфограмма:

268. Прочитайте приставки и слова. Выберите приставки, с помощью которых можно образовать от данных слов другие слова.

      (под-, с-) ехал — , ... .
      (об-, из-) ел — ...
      (от-, в-) ездил — ...

  • Запишите слова, которые вы образовали. Выделите приставки. Подчеркните разделительный твёрдый знак.
  • В чём различие в значении однокоренных слов ехал и ездил? Обратите внимание на чередующиеся согласные в корне однокоренных слов: ехал, объехал, объезжал, объезд.

269. Прочитайте слова. Произнесите их.

  • Что общего в произношении слов с разделительными твёрдым и мягким знаками?
  • Проведите опыт: представьте, что в данных словах нет ни твёрдого, ни мягкого разделительных знаков. Как надо было бы произнести эти слова? Получились ли те слова, что здесь написаны?

Разделительные твёрдый и мягкий знаки указывают, что следующая за ними буква (е, ё, ю, я) обозначает два звука: звук [й'] и последующий гласный звук.

Бельё — бель[й'о́], подъём — подъ[й'о́]м.

270. Прочитайте. Обсудите, нужно ли на месте вопросительного знака поставить твёрдый знак и почему.

С(?)езд, с(?)есть, с(?)варить, с(?)уметь, в(?)ехать, в(?)лить, без(?)облачный, об(?)винить, об(?)яснить.

  • Запишите только слова с разделительным твёрдым знаком.

271. Прочитайте. Назовите сказку.

      «Мы об..ехали весь свет;
      За морем ж..т..ё не худо,
      В свете ж вот какое ч..до:
      Остро.. на море л..ж..т,
      Град на острове ст..ит
      С златоглавыми ц..рквами,
      С т..ремами и с..дами;
      Ел.. растёт перед дв..рцом,
      А под ней хрустал..ный дом...»
      (А. Пушкин)

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите к выделенным словам синонимы.
  • Выпишите слово с разделительным твёрдым знаком. Подберите к нему однокоренные слова с другими приставками. Запишите их.

272. Прочитайте. Какие буквы пропущены в словах?

Маленький, обез..яна; ч..тыре, под..езд; серьёзный, девочка; под..ём, гора; необ..ятный, поле; взъерошенный, в..р..бей; с..езд, учит..ля; охотник, руж..ё; с..ёжился, м..роз; объяснить, задача; под..ехать, ш..ссе; с..ёмка, фил..м.

  • Составьте словосочетания с каждой парой слов и запишите их. Если нужно, изменяйте форму слов и используйте предлоги. Подчеркните разделительный твёрдый знак.

Образец. Маленькая обезьяна, ...

  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

273. Прочитайте. Обратите внимание, как переносятся слова с разделительными твёрдым и мягким знаками.

  1. Кры-лья, вью-га, обезь-яна, обезья-на, льёт, фильм.
  2. Подъ-ехать, разъ-езд, объ-яснить, объяс-нить, съёжил-ся, съём-ка, съесть, въезд.
  • Какие слова с разделительными твёрдым и мягким знаками нельзя перенести с одной строки на другую?
  • Какие приставки вместе с твёрдым знаком можно оставить на одной строке при переносе?
  • Спишите слова, в которых поставлен знак переноса.
  • Обсудите, как перенести с одной строки на другую данные слова.

Подъёмный, печенье, объезд.

При переносе слова с одной строки на другую букву ъ (твёрдый знак) нельзя отделять от стоящей перед ней буквы: подъ-езд, объ-ехать.

274. Прочитайте.

  1. Дружба крепка не лест..ю, а правдой и чест..ю.
  2. Чтобы рыбку с..ест.., надо в воду лезт.. .
  3. Всего света не из..ездит.. .
  4. Ужу и в пещере раздол..е, соколу и в поднебес..е тесно.
  5. Не гони коня плет..ю на под..ём в гору.
  6. Не привыкай к бездел..ю, учись рукодел..ю.
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните:

    а) одной чертой мягкий знак - показатель мягкости согласного звука;
    б) двумя - разделительный мягкий знак;
    в) тремя - разделительный твёрдый знак.

275. Прочитайте.

Объявление.

В воскресенье, 20 января, в школе открывается выставка рисунков на тему «Планете нужен мир!».

Открытие выставки состоится в 12 часов в актовом зале школы. Приглашаются все желающие.

Участники кружка «Юный художник».

  • Прочитайте объявление ребят. Понятно ли из объявления, кому оно предназначено? когда произойдёт событие? для чего и зачем оно организуется?
  • Спишите объявление или составьте своё объявление и запишите его.

276. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Зимний тёплый день. На земле мя..кий снег. Куропатки ле..ко проделали в снегу норки. Туда птицы нырнули на н..члег. Ноч..ю грянул мороз. Ре..кий хол..д з..м..розил снег. Появилась сколь..кая и жёс..кая л..дяная корка снега. Утром куропатки проснулись. Хотели взл..теть — над г..л..вой кре..кий, как стекло, л..док. Как птицам д..стать пищу? В кровь разбивают о лёд свои г..ловки серые куропаточки — только бы вырваться из л..дяного колпака.

(В. Бианки)

  • Определите тип текста. Сколько частей можно выделить в данном тексте и почему?
  • Запишите заголовок и текст, вставляя пропущенные буквы. Каждую часть записывайте с красной строки.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

277. Прочитайте.

В..скресен..е, в..сёлое объявление, извес..ная п..еса, раз..ярённый звер.., вос..мой под..езд, об..ездная д..рога, с..ехал в овраж..к, в..южная п..года, щ..пал..ца ос..минога, с..ел пш..ничный калач..к.

  • Объясните друг другу по очереди правописание слов с пропущенными буквами.
  • Подготовьтесь писать под диктовку.

278. Прочитайте. Можно ли назвать текстом то, что вы прочитали? Объясните свой ответ.

Музыка затихла, а песня продолжала звучать. Скворец Лёва насвистывал новую мелодию. Он прыгал в клетке, выкрикивал известные ему слова, разговаривал и пел.

Вот в павильон зашёл пианист. Сел за рояль и начал наигрывать мелодию. Вдруг музыкант услышал, что ему подпевают. Он оглянулся. Вокруг не было ни души. Заиграл снова, и опять зазвучал нежный голос.

Однажды скворца привезли на телестудию. Он забился в угол клетки, нахохлился и сидел неподвижно.

Скворец Лёва жил в зоопарке. Лёва умел говорить и насвистывать знакомые песенки.

(М. Родионова)

  • Составьте текст. Объясните, как вы это сделали.
  • Выпишите глаголы из составленного текста. Выделите в них приставки. Подчеркните изученные орфограммы.
  • Найдите слова на другие правила. Выпишите трудные для написания слова.
  • Подготовьтесь написать изложение данного текста по самостоятельно составленному плану. Воспользуйтесь Памяткой 7 «Как подготовиться к изложению». Озаглавьте свой текст.
  • Запишите заголовок и подготовленный текст.

279. Рассмотрите рисунок.

  • Составьте по рисунку текст на одну из тем:

      Хорошо зимой!
      Как мы лепили снеговика.
      Вот так покатался!

  • Подготовьтесь рассказать составленный текст. Запишите его.

Рейтинг@Mail.ru