Учебник для 3 класса
/Часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

208. Прочитайте.

Несколько дней ст..яли м..розцы. Вчера пот..ллело и начал падать сн..жок, который у охотников называется порошей. Весь день землю пор..шило м..л..дым сн..жком.

(М. Пришвин)

  • Почему написание выделенных и пропущенных букв надо проверять? Как это сделать?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.

поро́ша

209. Прочитайте. Спишите.

  • Какой звук обозначает каждая выделенная буква? Укажите его в квадратных скобках над словом.
  • Расскажите, в каких словах написание выделенных букв надо проверять и почему. Подчеркните эти буквы.

210. Прочитайте. Как узнать, какой буквой следует обозначить парный согласный звук в каждом слове?

  • Подберите к каждому слову по два проверочных слова: одно - изменив форму слова, другое - подобрав одноко-ренное слово.
  • Запишите сначала проверочные слова, затем проверяемое слово.

Образец. (Пояса, поясок) пояс, ... .

Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками [л], [м], [н], [р], [в]:

берег - берега, морковка - морковный, хирург - хирурги, снежки - снежный

211. Прочитайте.

      На красных лапках гусь тяжёлый,
      Задумав плыть по лону вод,
      Ступает бережно на лёд,
      Скользит и падает; весёлый
      Мелькает, вьётся первый снег,
      Звездами падая на брег.
      (А. Пушкин)

  • Обсудите, в каких словах надо проверять написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук. Объясните, как это сделать.

212. Прочитайте выразительно стихи из упр. 211. Какие слова употребляет автор для описания первого снега?

  • А теперь расскажите о своих впечатлениях: каким вы увидели в этом году первый снег? Как он преобразил всё вокруг?
  • Составьте рассказ на тему «Первый снег». Запишите его.

213. Прочитайте. Подберите к каждому слову однокорен-ное слово с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед глухим согласным звуком.

Грибок, дороженька, ягода, колосок, тетради, ошибаться, подсказать, сапожок, мягонький, ледяной, обедать, гвоздик, голубочек, ложечка, узенький, записать, хлебец.

  • Запишите однокоренные слова по образцу. Подчеркните в корне каждого слова букву, которой вы обозначили парный по глухости-звонкости согласный звук.

Образец. (Скользить) скользкий.

214. Прочитайте.

Кана(ф, в)ка, ко(ф, в)та, ко(к, г)ти, ло(к, г)ти, зама(с, з)ка, про(с, з)ьба, ре(с, з)ьба, блю(т, д)це, перча(т, д)ка, лягу(ш, ж)ка, крова(т, д)ка, стри(ш, ж)ка, сковоро(т, д)ка, сала(с, з)ки, улы(п, б)ка.

  • Объясните, какую букву надо вписать в каждое слово и почему. Запишите слова правильно.

215. Прочитайте.

А в лесу мороз кружева развесил — ни пером описать, ни в сказке сказать! Невзначай зацепишь — летит на шапки алмазная лёгкая пыль.

(И. Соколов-Микитов)

  • Объясните, как вы понимаете значение выделенного фразеологизма. В каких случаях так говорят? А что обозначает слово невзначай?
  • Спишите. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

216. Прочитайте.

  1. Хороший — хорош, свежий, слабый, счастливый, грубый, трусливый, молодой, правдивый.
  2. Сберегу — сберёг, отнесу, отвезу, замёрзну, подстерегу, ползу.
  3. Много ягод, слёз (книги, лужи, сороки, канавы, колёса, коровы, рыбы).
  • Измените слова так, чтобы на конце этих слов был парный по глухости-звонкости согласный звук.
  • Запишите. Подчеркните букву, обозначающую этот звук в проверочном и проверяемом словах.

217. Прочитайте. Подберите заголовок к стихотворению.

      Дружит белка с ши(ш, ж)кой,
      За..ц — с кочеры(ш, ж)кой,
      Жеребёнок — с тра(ф, в)кой,
      В..р..бей — с козя(ф, в)кой,
      Шмель с цв..точною пыльцой...
      (В. Лунин)

  • Спишите, выбирая нужную букву из скобок. Объясните, почему вы выбрали именно её.
  • Придумайте продолжение стихотворения о том, кто с кем дружит.

218. Прочитайте. Как узнать, какой буквой надо обозначить выделенный звук в каждом слове?

Ре[с]кий голо[с], ре[т]кий ле[с], сколь[с]кий лё[т], у[с]кий прохо[т], ги[п]кий пру[т], ло[ф]кий челове[к], мя[х]кий хле[п], лё[х]кий гру[с], сла[т]кий пиро[к], бли[с]кий дру[к].

  • Спишите словосочетания, обозначая в каждом слове парный согласный звук буквой.

219. Прочитайте. Придумайте заголовок к стихотворению.

      Приветливые птичьи г..л..са.
      В лучах зари берё..ки-б..лосне..ки.
      И с папоротника крупная р..са
      Спускается в тарелку сырое..ки.
      (В. Агапов)

  • Запишите заголовок. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
  • В чём сходство и различие в подборе проверочных слов для обозначения буквой безударного гласного звука и парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слов?

220. Прочитайте.

1. Золушка, в, и, большую, огород, побежала, выбрала, тыкву. (Ш. Перро) 2. Лебедь, в, Рак, Щука, облака, пятится, воду, в, рвётся, назад, а, тянет. (И. Крылов) 3. Нина, украдкой, прошла, рощу, в. 4. Чук, тёплую, позабыл, на, опушке, варежку, леса. (А. Гайдар)

  • Составьте из слов предложения. Можете ли вы назвать произведения, из которых они взяты?
  • Запишите предложения. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
  • Найдите сложное предложение. Объясните употребление в нём знаков препинания.

221. Прочитайте. Объясните смысл пословиц.

1. Гла(с, з) мал, да далеко видит. 2. Договор дороже дене(к, г). 3. Вешний лё(т, д) обманчи(ф, в). 4. Некраси(ф, в) лицом, да хоро(ш, ж) умом. 5. Огоро(т, д) — для семьи дохо(т, д). 6. 0(ф, в)сяная каша сама себя хвалит. 7. Ска(с, з)ка — скла(т, д)ка, а послушать сла(т, д)ко.

  • Спишите, выбирая нужную букву из скобок. Подготовьтесь доказать, что правильно выполнили задание.
  • Подготовьтесь объяснить смысл любой пословицы.

222. Рассмотрите рисунок.

  • Какой текст можно составить по рисунку: рассказ? сказку? Какого типа будет текст: описание? повествование? рассуждение? повествование с элементами описания?
  • Определите тему всего текста и его частей.
  • Составьте текст. Придумайте к нему заголовок.
  • Подготовьтесь рассказать придуманную историю.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru