Русский язык
3 класс

Правописание слов с безударными гласными в корне

194. Прочитайте.

Дворы, стрела, вода, трава, холмы, жара, свеча, пчела, гнездо, чижи, дожди, шкафы.

  • Почему написание выделенных букв надо проверять? Как это сделать?
  • Подберите к каждому из слов два проверочных слова: одно - изменив форму слова, другое - подобрав одноко-ренное слово.
  • Запишите сначала проверочные слова, затем проверяемое слово. Обозначьте в словах ударение.

Образец. (Двор, дворник) дворы, ... .

Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:

а) или изменить слово: дворы́ — дво́р, пчела́ — пчёлы;
б) или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: дворы́ — дво́рник, пчела́ — пчёлка.

Ударные и безударные гласные звуки в формах одного и того же слова и в корне однокоренных слов чаще всего обозначаются одинаковой буквой.

Запомните произношение слов: шкафы, холмы, шарфы.

195. Прочитайте. Докажите, что каждая пара слов - это однокоренные слова.

О? А?

С..лить, с..лёный; к..рмить, к..рмушка; б..льной, заб..леть; д..лёкий, д..леко; м..лчать, м..лчун; в..рить, в..ренье; ск..зать, переск..зать; с..сновый, с..сна.

Е? И? Я?

Св..тить, св..тильник; п..сьмо, зап..сать; пч..линый, пч..ла; уд..влять, уд..вительный; з..рно, з..рновой; пл..сать, пл..сунья.

  • Подберите для каждого однокоренного слова проверочное.
  • Запишите однокоренные слова так: сначала проверочное, затем проверяемые слова. Выделите в них корень.

196. Рассмотрите рисунки. Прочитайте предложения. Соотнесите рисунки и предложения.

1. Алёша картошку решил отв..рить и в кухне пошире окно отв..рить. 2. У Толи братишка пломбир весь сл..зал, пока тот с друзьями с забора сл..зал. 3. Я утром сегодня в окно ув..дал, как розовый куст во дворе ув..дал.

  • Какие слова произносятся одинаково в каждом предложении? Какими буквами надо обозначить безударный гласный звук в корне этих слов и почему?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.

197. Прочитайте. Спишите.

      И север есть у нас, и юг,
      Сады цветут на юге,
      На севере снега вокруг —
      Там холода и вьюги.
      (Н. Забила)

  • Что обозначают слова север, юг?
  • В каком слове написание выделенной буквы надо запомнить? Подберите проверочные слова для объяснения написания других орфограмм.
  • Подчеркните в предложениях антонимы.

се́вер

198. Прочитайте. Объясните смысл этих выражений.

1. Всякому ов..щу своё время. 2. Пш..ница — среди хлебов ц..рица. 3. Не гони к..ня кнутом, а к..рми ..всом. 4. П..суда любит ч..стоту. 5. Не ..дежда красит человека, а добрые дела.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте в словах ударение. Подчеркните непроверяемые орфограммы.

199. Найдите в каждом слове орфограмму в корне и объясните её написание.

Хвалить, тяжёлый, вечерний, семёрка, озеро, далёкий, тащить, скворец, просить, пятнистый, широкий, долина, волнистый, вишнёвый, еловый, правдивый, мирить, позвонить, краснота, кормушка.

  • Запишите слова так: сначала проверочное слово, а затем проверяемое.

200. Прочитайте. По какому признаку слова распределены по группам?

  • Произнесите слова. Сколько безударных гласных звуков находится в корне каждого слова? Подберите проверочные слова, воспользовавшись словами для справок.

      Слова для справок: молодость, молоденький, позолота, золото, говор, разговор, зелёный, зелень, полоска, полосы, головка, головы.

  • Запишите каждую группу слов. Выделите в них корень.

201. Прочитайте.

      Ст..р..жить, ст..рожка, стор..ж.
      В..ч..рок, веч..р, в..черний.
      В..с.лить, в..сёлый, весло.
      К..р..бок, к..робка, кор..б.
      Х..л..док, хол..д, х..лодный.
      С..к..лёнок, с..колик, сок..л.
      Б..р..жок, бер..г, поб..режье.
      Щ..б..тать, щеб..т, щ..бечут.

  • Расскажите, как проверить написание пропущенных букв в корне однокоренных слов.
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Поставьте в словах ударение, выделите в однокоренных словах корень.
  • В каждой группе слов найдите главное слово, от которого образовались другие слова. Подчеркните это слово.

бе́рег

202. Прочитайте. Придумайте название для стихотворения.

      Мы сегодня ув..дали
      Г..р..док внутри рояля.
      Целый гор..д к..стяной,
      М..л..тки ст..ят горой,

      Блещут струны жаром солнца,
      Всюду мягкие суконца,
      Что ни ул..ца — струна
      В этом гор..де в..дна.
      (О. Мандельштам)

  • Чем интересно описание устройства рояля?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.

203. Прочитайте. Какие буквы пропущены в словах?

К..л..сок, с..п..жок, д..л..ко, с..л..вей, гр..б..шок, д..р..вянный, д..р..вёнька, б..р..да, м..л..ко, п..л..сатый, ст..р..на, с..р..бристый, н..б..са, б..р..га, тр..кт..рист, з..рк..ла.

  • Спишите сначала слова с проверяемыми орфограммами в корне, затем слова, в которых есть и проверяемая, и непроверяемая орфограмма. Вставьте пропущенные буквы.

204. Прочитайте. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1. Изд..л..ка его видно — з..л..той шарик на голубой воде. 2. Высунулся из воды ст..белёк, будто палочка, и на нём распустился б..льшой круглый цв..ток. 3. Посреди л..сного оз..рца расцв..ла ж..лтая кувш..нка.

(Э. Шим)

  • Составляют ли предложения текст? Почему? Расположите предложения так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
  • Запишите заголовок и текст, вставляя пропущенные буквы.
  • Прочитайте написанное. Какой получился текст: описание или повествование? Найдите в тексте сравнения.

Страничка для любознательных

«Следы» старославянского языка в русском языке

В русском языке есть слова, которые имеют варианты написания: злато — золото, град — город, брег — берег. Почему так получилось?

Сочетания -ла-, -ле-, -ра-, -ре- присущи словам, пришедшим из старославянского языка: младой, млеко, здравие, древо. А сочетания -оло-, -оро-, -ере- — исконно русским словам: молоко, здоровье, дерево.

Большинство слов старославянского происхождения уже не употребляются в современном русском языке. Но некоторые из них придают речи книжный оттенок. А в поэтической речи XIX века старославянские формы придавали стихам торжественность и служили приметами высокого стиля:

      Прошло сто лет, и юный град,
      Полнощных стран краса и диво,
      Из тьмы лесов, из топи блат
      Вознёсся пышно, горделиво...
      (А. С. Пушкин. «Медный всадник»)

205. Прочитайте пары слов.

      млад — молод
      млеко — молоко
      страж — сторож
      древо — дерево
      брада — борода
      нрав — норов
      блат — болото

  • Понятно ли значение данных слов? Какие из этих слов не употребляются в современной речи? А где их можно встретить?
  • Произнесите выделенные буквосочетания.

206. Прочитайте.

1. Там царь Кащей над златом чахнет. 2. Остров на море лежит, град на острове стоит. 3. Сребрит мороз увянувшее поле. 4. Дохнул осенний хлад — дорога промерзает. (А. Пушкин) 5. Я на брегу один. 6. Чёрный вран, свистя крылом, вьётся над санями. Ворон каркает... (В. Жуковский) 7. Что смолкнул веселия глас? (А. Пушкин)

  • Найдите в предложениях слова из старославянского языка, которым соответствуют следующие русские слова:

      Ворон, холод, серебрит, берег, золото, город, голос.

  • Спишите три предложения. Подчеркните слова, пришедшие к нам из старославянского языка.
  • Выпишите из предложений два слова с безударным гласным звуком в корне. В скобках перед каждым словом запишите проверочное слово.

207. Прочитайте. Назовите произведение.

Леб..ди стадом л..тели из х..лодной ст..р..ны в тёплые земли д..л..ко внизу синела в..да м..л..дой леб..дь л..тел поз..ди всех силы его ослабели леб..дь опустился на воду море пок..чало его на в..стоке кр..снела з..ря мес.ц и звёзды стали бл..днее л..бедь открыл гл..за, взд..хнул, выт..нул шею, взм..хнул крыл..ями и ... .

(Л. Толстой)

  • Сколько здесь предложений? Прочитайте, делая паузу между предложениями. Закончите последнее предложение.
  • Определите тип текста. Озаглавьте текст. Запишите заголовок.
  • Найдите в тексте три части. Запишите текст, выделяя каждую часть и вставляя пропущенные в словах буквы.
  • Подберите к выделенным словам антонимы.

Рейтинг@Mail.ru