1. Во поле б..рёзонька стояла. 2. С листьев д..ждинки скатываются на тр..винки. 3. Как на тонен..кий л..док выпал белен..кий сн..жок. 4. Даже ноч..ю муравьишка не пропустит свой д..мишко. 5. Плывёт кораблик на в..сток.
Объясните написание слов с пропущенными буквами. Найдите в этих словах суффиксы. Какое значение вносит в слово каждый из этих суффиксов?
Объясните значение каждого слова. Почему предметы получили такие названия? Проговорите скороговорку быстро.
Спишите. Выделите суффиксы -ниц-, -ёнк-, -онк-.
174. Прочитайте. Из какой басни И.Крылова этот отрывок?
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!..»
Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Почему автор употребил в речи Лисицы именно такие слова?
Спишите. Выделите в именах существительных и именах прилагательных знакомые суффиксы, а в глаголах приставки.
175. Прочитайте, вставляя пропущенные суффиксы.
Спишите словосочетания, вставляя пропущенные суффиксы. Выделите суффиксы. Подчеркните в корнях словарных слов непроверяемые орфограммы.
Составьте предложение с любым словосочетанием.
176. Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные имена прилагательные при помощи суффикса -оват- или -еват-. Запишите. Выделите суффиксы.
Рыжий — рыжеватый, белый — беловатый, синий — ..., зелёный — ..., серый — ..., красный — ... .
В чём различие в значении слов каждой пары? Устно составьте предложения с любой парой имён прилагательных.
177. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Аркадия Александровича Рылова «В голубом просторе».
Почему художник так назвал картину? Что он на ней изобразил?
Всмотритесь внимательно: какими вы увидели море, волны? Опишите небо и облака. Какие они? Какими вы представили птиц? Почувствовали ли вы, как легко, свободно и плавно парят они над морем? Куда несётся парусный корабль? Как изобразил его художник? Обратите внимание на скалистый берег. Что вы видите на горных утёсах?
Чем запомнилась вам эта картина? Поделитесь своими впечатлениями.
Составьте небольшой текст - описание картины. Запишите.