Учебник для 3 класса
/Часть 1/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Значения суффиксов

168. Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов.

Надя, Коля, Серёжа, Вова, мама, папа, тётя, дед, звезда, лиса, голова, ива, соловей, слово.

Суффиксы: -ушк-, -юшк-, -оньк-, -еньк-, -очк-, -ечк-.

  • Запишите. Выделите суффиксы в словах. Скажите, какое значение придают словам данные суффиксы.

169. Прочитайте слова. Объясните лексическое значение одного из слов.

Баянист, шахтёр, охотник, лётчик, каменщик, лифтёр, ракетчик, библиотекарь, школьник, тракторист, боксёр, журналист, банкир.

  • Прочитайте суффиксы. Найдите их в данных словах. Какого суффикса нет в словах? Подберите другие слова с такими суффиксами.

  • Спишите слова. Выделите в них суффиксы.
  • Обратите внимание, что с помощью данных суффиксов образуются слова-названия лиц по роду занятий.

170. Прочитайте.

М..дведица, з..йчата, л..сёнок, скв..рчиха, т..гренок, гр..чата, м..дв..жонок, л..сица, з..йчонок, т..грята, скв..рчонок, гр..чиха, л..сята, з..йчиха, м..дв..жата, т..грица, гр..чонок, скв..рчата.

  • Найдите однокоренные слова. От какого слова образовались слова каждой группы?
  • Запишите однокоренные слова группами, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы -онок, -ёнок, -ат-, -ят-, -иц-, -их-.
  • Какие суффиксы образуют слова-названия детёнышей животных и выражают ласковое отношение к ним?

171. Прочитайте слова. Образуйте от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов.

Берёза, стакан, ягода, трава, погода, ветер, город, гнездо, карандаш, морковь, дождь, зерно.

Суффиксы: -чик, -ик, -ок, -ышк-, -к-, -инк-.

  • Запишите получившиеся слова. Выделите в них суффиксы. Скажите, какое значение они придают словам.

172. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Во поле б..рёзонька стояла. 2. С листьев д..ждинки скатываются на тр..винки. 3. Как на тонен..кий л..док выпал белен..кий сн..жок. 4. Даже ноч..ю муравьишка не пропустит свой д..мишко. 5. Плывёт кораблик на в..сток.

  • Объясните написание слов с пропущенными буквами. Найдите в этих словах суффиксы. Какое значение вносит в слово каждый из этих суффиксов?

173. Прочитайте. Объясните название скороговорки.

   Скороговорка за обедом

Супница, сметанница, сухарница, салатница, рыбница, горчичница, салфетница, гусятница, сахарница, сырница, конфетница, маслёнка, перечница, уксусница, хлебница, солонка.

(М. Яснов)

  • Объясните значение каждого слова. Почему предметы получили такие названия? Проговорите скороговорку быстро.
  • Спишите. Выделите суффиксы -ниц-, -ёнк-, -онк-.

174. Прочитайте. Из какой басни И.Крылова этот отрывок?

      «Голубушка, как хороша!
      Ну что за шейка, что за глазки!
      Рассказывать, так, право, сказки!

      Какие перышки! какой носок!
      И, верно, ангельский быть должен голосок!
      Спой, светик, не стыдись!..»

  • Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Почему автор употребил в речи Лисицы именно такие слова?
  • Спишите. Выделите в именах существительных и именах прилагательных знакомые суффиксы, а в глаголах приставки.

175. Прочитайте, вставляя пропущенные суффиксы.

  • Спишите словосочетания, вставляя пропущенные суффиксы. Выделите суффиксы. Подчеркните в корнях словарных слов непроверяемые орфограммы.
  • Составьте предложение с любым словосочетанием.

176. Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные имена прилагательные при помощи суффикса -оват- или -еват-. Запишите. Выделите суффиксы.

Рыжий — рыжеватый, белый — беловатый, синий — ..., зелёный — ..., серый — ..., красный — ... .

  • В чём различие в значении слов каждой пары? Устно составьте предложения с любой парой имён прилагательных.

177. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Аркадия Александровича Рылова «В голубом просторе».

  • Почему художник так назвал картину? Что он на ней изобразил?
  • Всмотритесь внимательно: какими вы увидели море, волны? Опишите небо и облака. Какие они? Какими вы представили птиц? Почувствовали ли вы, как легко, свободно и плавно парят они над морем? Куда несётся парусный корабль? Как изобразил его художник? Обратите внимание на скалистый берег. Что вы видите на горных утёсах?
  • Чем запомнилась вам эта картина? Поделитесь своими впечатлениями.
  • Составьте небольшой текст - описание картины. Запишите.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru