Русский язык
3 класс

Как найти в слове корень?

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть: берёза — березняк, берёзонька, берёзовый, подберёзовик.

Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково.

133. В учебнике помещён словарь однокоренных слов. Найдите в нём слова с корнем -дал-, -дол-, -мир- и выпишите их.

  • Объясните лексическое значение этих слов. Выделите в однокоренных словах корень.

134. Прочитайте.

Модельер, писатель, переводчик, строитель, программист, языковед, массажист, футболист, электрик.

  • Объясните значение каждого слова с помощью однокоренного слова.
  • Запишите слова в алфавитном порядке.

135. Прочитайте.

Одним из значений слова стол в древнерусском языке было «престол» (трон, «княжение»). Стол (престол) находился в столице княжества. На престолах восседали князья, а позднее — цари. Города, где были княжеские или царские столы — престолы (троны), стали называть стольными городами, а потом — столицами.

  • Найдите в тексте однокоренные слова. Какие из них не употребляются в современной речи? Почему?
  • Являются ли в современном русском языке однокоренными слова стол и столица? Подберите к каждому из них родственные слова.
  • Выпишите однокоренные слова группами.

столи́ца

Страничка для любознательных

Чередование звуков

При образовании и изменении слов может происходить замена звуков или их чередование. Чаще всего чередование встречается в корнях слов:

[г // з' // ж] подруга — друзья — дружеский
[з // з' // ж] воз — возить — вожу
[г // ж] дорога — дорожный, снег — снежок
[к // ч'] яблоко — яблочко, восток — восточный
[х // ш] орех — орешек, ухо — уши
[ц // ч'] отец — отеческий, огурец — огуречный
[з // ж] вязать — вяжу, сказать — скажу
[с' // ш] просить — прошу, носить — ношу

136. Выпишите из текста «Странички для любознательных» слова с чередованием звуков [к // ч'], [г // ж]. Выделите в словах корень. Подчеркните буквы, которыми обозначены чередующиеся звуки.

137. Прочитайте. Подберите к каждому из данных слов однокоренное имя существительное с чередующимся согласным звуком.

... — сн..жинка, ... — в..лчица, ... — г..рошинка, ... — обл..чное, ... — д..роженька, ... — молочный, ... — м..двежий.

  • Запишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень. Подчеркните буквы, обозначающие чередующиеся звуки.

138. Прочитайте сложные слова. Объясните их лексическое значение.

носорог, водолаз, ледокол, змеелов, стеклорез, ледоход, вертолёт, углевоз, скалолаз, пешеход, пылесос, сталевар, овощевод, камнепад, рыболов

  • Выскажите своё мнение: в данных словах один корень или два? От каких слов образовалось каждое слово? Как вы думаете, почему эти слова называют сложными?
  • Спишите любую группу слов в алфавитном порядке.
  • Выделите в сложных словах корни: . Подчеркните буквы о или е, которые соединяют корни сложных слов.

139. Прочитайте.

Я выгл..нул в окно узнать, какая п..года. На ул..це воздух был серым. С неба л..тели либо сн..ж..нки, либо д..ждевые капли. Я подумал: «Снегодождь. Опять снегодождь».

(Ю. Коваль)

  • Какое сложное слово придумал автор, чтобы назвать то, что наблюдал? Удачно ли выбрано слово?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание выделенных букв в сложном слове.

140. Прочитайте. Найдите в каждой группе слов лишнее слово. Объясните свой ответ.

  1. Водопад, водовоз, водитель, водомер.
  2. Луноход, скороход, лесовод, снегоход.
  3. Ветер, вихрь, ветерок, ветромер.
  • Спишите однокоренные слова. Выделите в них корень.

141. Прочитайте. Запишите слова в порядке указанных значений. Выделите в словах корень, который «хранит» общее значение данных однокоренных слов.

Заморский, морской, мореплаватель, моряк, море, приморский, мореход.

  1. Часть океана — большое водное пространство.
  2. Прилагательное к слову «море».
  3. Путешественник по морям.
  4. Синоним к слову «мореплаватель».
  5. Тот, кто служит во флоте.
  6. Находящийся за морем.
  7. Находящийся у моря.
  • Составьте предложение с любым словом. Запишите его.

Рейтинг@Mail.ru