Всегда во рту, а не проглотишь.
Если б не было его, не сказал бы ничего.
Почему отгадкой к данным загадкам будет одно и то же слово? Объясните его лексическое значение.
В каком ещё значении употребляется слово-отгадка?
Запишите любую загадку и отгадку.
6. Прочитайте высказывание Л. Успенского. Спишите.
Язык — удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли.
Обсудите, как вы поняли это высказывание.
7. Рассмотрите рисунки. Прочитайте.
На каком языке общаются дети? Как вы об этом узнали?
Удалось ли вам прочитать второй диалог? Почему?
Какие языки изучают ученики вашей школы?
Какой язык для тебя родной? Почему? На каком языке говорят в вашем городе (посёлке, селе, деревне)?
На каком языке общаются люди разных национальностей в России?
8. Прочитайте. Спишите предложение.
Хорошо говорить и писать люди учатся всю жизнь.
Какая мысль заключена в предложении?
Как вы думаете, что надо знать и уметь, чтобы хорошо говорить и писать?
9. Прочитайте. Спишите.
Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
(А. Куприн)
Каков русский язык? Что подчёркивает Александр Иванович Куприн? Как вы поняли значение выделенных слов? В каких случаях русский язык становится именно таким?
10. Прочитайте выразительно. Спишите.
...Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
(А. Пушкин)
Какие слова выражают авторское отношение к золотой поре осени?
Найдите в этих поэтических строках подтверждение мысли А. Куприна о русском языке.