Русский язык
3 класс

Из чего состоит словосочетание?

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопросов. Вопрос ставится от главного слова к зависимому:

Над главным словом в словосочетании ставится знак х, а связь главного слова с зависимым словом обозначается знаком .

пшени́ца

58. Прочитайте. Спишите предложение.

  • Назовите основу предложения. Подчеркните её.
  • Назовите словосочетания. Какое слово в каждом словосочетании является главным, а какое - зависимым?

Обратите внимание! Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания. Это нераспространённое предложение.

59. Прочитайте.

Весело стрекочут длинноусые кузнечики.

  • Спишите. Подчеркните основу предложения: подлежащее и сказуемое.
  • Выпишите из предложения словосочетания.

60. Прочитайте.

Ранней весной на лесных проталинках расцветут голубые подснежники.

  • Спишите. Подчеркните главные члены предложения.
  • Выпишите словосочетания.

Обратите внимание! Теперь вы можете выполнить полный разбор предложения по членам (см. Памятку 2).

61. Прочитайте стихи А.Громовой.

      Усталое солнце по небу гуляет.
      Ленивая туча над лесом скучает.
      На сонной берёзе щебечут синицы.
      Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

  • Какое настроение вызывают эти стихи?
  • Назовите слова, которые употреблены в переносном значении.
  • Спишите. Подчеркните основу каждого предложения. Выпишите из любого предложения словосочетания.

62. Прочитайте.

1. Солнце скрылось; вечернее солнце; скрылось за деревьями. 2. Чёрный дятел; дятел уселся; уселся на ствол; на ствол сосны. 3. Он долбил; долбил звонко; долбил дерево; сухое дерево.

  • Какие пары слов составляют предложения, а какие словосочетания? Найдите в словосочетаниях главное и зависимое слова. Поставьте вопрос к зависимому слову.
  • Составьте предложения из данных пар слов и запишите. Подчеркните в каждом предложении основу.

63. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень».

  • Что изобразил художник на картине? Какими вы увидели реку? её берега? заливные луга, уходящие к горизонту? деревья и их осенний наряд? землю?
  • Создалось ли у вас впечатление, что вы видите осенний пейзаж как бы сверху? Что вам запомнилось в картине?
  • Составьте небольшой рассказ по картине. Запишите составленный текст.

Рейтинг@Mail.ru