Учебник для 2 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Что такое имя существительное?

74. Рассмотрите рисунки.

  • Назовите предметы. Поставьте вопрос к каждому слову-названию предмета. К какой части речи относятся эти слова?
  • Запишите слова так: сначала слова, отвечающие на вопрос кто?, затем слова, отвечающие на вопрос что?

Образец. (Кто?) девочка, ... . (Что?) яблоко, ... .

  • Подчеркните в словах изученные орфограммы.

Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что?, называются именами существительными. Слова солнце, кот, девочка, земляника, осина, заяц - это имена существительные.

75. Прочитайте. Что обозначает каждое слово? Поставьте к нему вопрос кто? или что?

Учитель, школьник, верблюд, земляника, платье, пчела, ромашка, пальто, ребята, окунь, костюм, врач, шляпа, осина.

  • Сгруппируйте имена существительные по их лексическому значению.

      Люди: (кто?) ..., ... .
      Животные: (кто?) ..., ... .
      Растения: (что?) ..., ... .
      Одежда: (что?) ..., ... .

  • Запишите эти группы слов. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
  • Составьте предложение с любым словом.

76. Прочитайте. Почему так говорят?

  1. Месяц январь — зимы государь.
  2. Январь — весне дедушка.
  3. Январю — морозы, февралю — метели.
  • Что обозначают выделенные имена существительные? Измените их так, чтобы они отвечали на вопрос что?
  • Спишите любую пословицу. Подчеркните имена существительные.

Обратите внимание! Имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? или что?, но и на другие вопросы: (чего?) зимы, весны; (чему?) зиме, весне; (о чём?) о зиме, о весне.

янва́рь февра́ль

77. Прочитайте.

      Вьюга, снежная пурга,
      Напряди нам пряжи,
      Взбей пушистые снега,
      Словно пух лебяжий.
      (С. Маршак)

  • Какие слова в стихотворении имеют значение «сильный ветер со снегом», «метель», «снежная буря»?
  • Спишите. Подчеркните имена существительные, которые обозначают явления природы и отвечают на вопрос что?

78. Прочитайте. Спишите.

      В глазах у нежных — нежность,
      Отвага — у бойца,
      В глазах у скромных — скромность,
      У хитрых — хитреца...
      (О. Дриз)

  • Объясните, какие качества (черты характера) обозначают выделенные слова? Как вы понимаете значение этих слов?
  • На какой вопрос отвечают эти слова? К какой части речи относятся?
  • А что вы видите в глазах друзей?

Страничка для любознательных

   Значения имён существительных

Имена существительные получили такое название потому, что обозначают (называют, именуют) всякий предмет, который существует в окружающем нас мире.

Лексические значения имён существительных разнообразны. Имена существительные обозначают:

  • предметы и вещи: стол, книга, дерево, шкаф, костюм;
  • явления природы: гроза, метель, радуга;
  • людей, животных: мальчик, белка, слон;
  • события: праздник, олимпиада;
  • чувства людей: радость, печаль;
  • качества людей: правдивость, скромность.

79. Прочитайте.

      Кора, по, сосна, стучит, пёстрый, дятел.
      Куст, под, длинноухий, спрятался, заяц.
      На, рыжая, дорога, выбежала, лисица.

  • Составьте из слов каждой строки предложение. Изменяйте, где нужно, форму слов. Запишите составленные предложения.
  • Найдите в предложениях имена существительные и укажите над ними часть речи (сущ.).
  • Подчеркните в третьем предложении грамматическую основу. Скажите, каким членом предложения является каждое из имён существительных в этом предложении.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru