Русский язык
2 класс (часть 2)

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

11. Прочитайте. Объясните смысл пословиц.

      Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
      Ищи товарища лучше, а не хуже себя.
      Делу время, а потехе час.

  • Спишите. Подчеркните буквы, обозначающие непарные шипящие согласные звуки. Произнесите каждый шипящий звук.

това́рищ

12. Произнесите звуки. В какие группы их можно объединить?

[ж], [ч'], [щ'], [ш].

  • Расскажите, что вы знаете о каждом шипящем согласном звуке. Приведите примеры слов, где есть шипящий звук.

13. Прочитайте. Произнесите слоги.

  • Какой гласный звук произносится в словах каждой группы? А какими буквами он обозначен?
  • В каких слогах написание букв и, а, у надо запомнить? Почему?
  • Кто больше подберёт слов, в которых встречаются слоги или буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу?

Гласные в буквосочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу - это орфограммы.

Вспомните, как пишутся буквосочетания:

  • жи—ши - с буквой и;
  • ча—ща - с буквой а;
  • чу—щу - с буквой у.

14. Прочитайте. В какие группы можно объединить слова?

Лыжи, жизнь, роща, чай, чудо, уши, чулок, щука, задача, шить.

  • В каких словах выделенные буквосочетания являются слогом, а в каких - частью слога?
  • Запишите слова, в которых выделенные слоги являются безударными. Запомните правописание этих слов.

15. Прочитайте.

      Белый снег пушистый
      В воздухе кружится
      И на землю тихо
      Падает, ложится.
      (И. Суриков)

  • Какие слова помогли вам представить картину падающего снега?
  • Объясните написание выделенных букв. Подготовьтесь записать предложение под диктовку.

16. Прочитайте. Измените слова по образцу. Запишите.

  1. Ёрш — ..., лужа — ..., камыш — ..., груша — ..., лыжа — ..., ёж — ... .
  2. Дружить — ..., списать — ..., спешить — ..., рассказать — ... .
  • Подчеркните в словах буквосочетания жи, ши.

17. Прочитайте слова и сочетания слов. Запишите, изменяя слова по образцу, а слова из скобок по смыслу.

  1. Угощать — ..., ворчать — ..., кричать — ..., вертеть — ... .
  2. Решу (задача), крик (грач), вижу (роща), жду (врач), идти без (плащ).
  • Подчеркните буквосочетания ча, ща, чу, щу.

18. Прочитайте. Назовите сказку.

      Царь Салтан дивится чуду:
      «Если только жив я буду,
      Чудный остров навещу,
      У Гвидона погощу».
      (А. Пушкин)

  • Объясните написание в словах выделенных букв. Спишите стихотворение.

19. Прочитайте. Подберите к каждому слову подходящее по смыслу слово из слов для справок. Запишите.

Кислый ..., лесная ..., колючий ..., берёзовая ..., фарфоровый ..., пушистые ..., дождевая ... .

    Слова для справок: шиповник, чаща, щавель, чайник, туча, снежинки, роща.

щаве́ль

20. Прочитайте шутки. Какие слоги пропущены в словах?

      В поле травы хоро.. ,
      А на речке камы.. .

      Возле поля, мимо ржи,
      Шли колючие е.. .

      Я руки в воду опу..
      И их в воде прополо..

      Или я зажгу све.. ,
      Или лампочку вклю. .

  • Запишите любое предложение. Подчеркните в словах изучаемые орфограммы.

21. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквосочетания.

  • Докажите, что вы правильно выполнили задание.

22. Прочитайте.

1. Серая, зат..нула, всё, туч.., небо. 2. На, пол..тел, пуш..стый, сн..жок, землю. 3. Чудесные, были, похожи, сн..ж..нки, на, белых, мотыл..ков, стайку. 4. Они, в, медленно, воздухе, круж..лись. 5. З..мля, белый, радостно, пух, встр..ч..ла, з..мы.

  • Составьте из слов предложения.
  • Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
  • Если предложения составляют текст, то придумайте к нему заголовок.

23. Прочитайте загадки. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1. Не кузнец, а с клещ..ми. 2. Щ..ка хв..стом м..хнула, лес погнула. 3. Круч.., бурч.., знать никого не хоч.. . 4. На з..лёной кочке ж..вут дочки, сами ален..кие, и большие, и маленькие.

Отгадки: метель, рак, клюква, ветер.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквосочетания, написание которых надо запом нить.
  • Прочитайте загадку о метели. Какие звуки помогают нам услышать порывы и завывание ветра, кружение снега?

мете́ль

Проверь себя

1. Какую «работу» выполняет в каждом слове выделенная буква?

Мир, шишка, чайка, мяч, чудо, утюг.

2. Составьте свой орфографический словарик слов с каждым буквосочетанием:

чк, жи, ча, чу, чн, ши, ща, щу

3. Рассмотрите рисунок.

  • Составьте по рисунку рассказ на тему «День рождения». Подготовьтесь его рассказать.

Рейтинг@Mail.ru