Учебник для 2 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Для чего служат предлоги в речи? Как пишутся предлоги со словами?

183. Прочитайте.

      На полянке у тропинки
      Пробиваются травинки.
      С бугорка ручей бежит,
      А под ёлкой снег лежит.
      (Б. Заходер)

  • Что значит на полянке, у тропинки, с бугорка, под ёлкой?
  • Слова на, у, с, под - это предлоги. С какими именами существительными они употреблены? Как написаны предлоги со словами - слитно или раздельно?
  • Спишите. Подчеркните предлоги.

184. Прочитайте.

      Без вербы весны не бывает.
      По капле дождь, по росинке роса.
      Журавли кричат — к дождю.
      Лето у ворот — поглядывай в огород.

  • Слова к, в, у, по, без - это предлоги. С какими именами существительными они употреблены?
  • Выпишите из стихотворения предлоги вместе с именами существительными, к которым они относятся.
  • Какую роль выполняют предлоги в предложении?

Предлог - это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении.

Предлоги употребляются в речи вместе с именами существительными.

Перед глаголами предлогов не бывает.

185. Рассмотрите рисунок. Прочитайте предлоги.

  • Прочитайте предлоги так, как они написаны. А теперь прочитайте так, как мы их произносим.

Запомните написание предлогов: без, над, под, перед, между, около, через, из, для и др.

186. Прочитайте.

1. Дети гуляли ... лесу. 2. Весной птицы летят ... юга ... север, а осенью — ... севера ... юг. 3. Лебеди летели ... морем. 4. Хлеб пекут ... муки. 5. Мы читали книгу ... животных. 6. Апрель ... водой, май ... травой.

  • Какой предлог (или предлоги) пропущен в каждом предложении? Объясните свой выбор.
  • Спишите, вставляя нужные предлоги. Предлоги пишите с именами существительными раздельно.

апре́ль

Предлоги со словами пишутся раздельно. Это офограмма. Предлоги всегда пишутся одинаково: над, без, под.

187. Прочитайте. Озаглавьте текст.

На сосне мы увидели бельчонка. Зверёк спускался с ветки на ветку. Исчез на минутку из глаз и вдруг, смотрим, скачет по земле к берёзе. Около берёзы рос гриб. Откуда ни возьмись из травы лисица. Бельчонок мигом скрылся в ветвях. Лисица осталась с носом.

(В. Бианки)

  • О ком говорится в тексте? Объясните, как вы понимаете значения выделенных выражений.
  • Найдите в предложениях предлоги. Выпишите предлоги вместе с именами существительными.

188. Прочитайте. Какие имена существительные с предлогами перепутали свои места?

      С горки Саня тянет сани.
      В горку сани едут сами.

  • Исправьте ошибки! Запишите скороговорку правильно.

189. Прочитайте.

1. Береги нос в ... мороз. 2. На ... цветок летит мотылёк. 3. В ... водице и лягушка певица. 4. У ... собаки своя кличка. 5. Без ... углов избу не рубят. 6. Пир на ... мир. 7. От ... искры да большой пожар.

  • Спишите, вставляя между предлогом и именем существительным подходящее по смыслу слово из слов для справок.

    Слова для справок: весь, алый, всякой, большой, своей, четырёх, малой.

Обратите внимание!! Между предлогом и именем существительным можно вставить другое слово.

190. Прочитайте.

  • Запомните употребление предлогов в этих сочетаниях слов.
  • Запишите сочетания слов. Устно составьте предложение с одним из них.

191. Прочитайте.

Шёл по узкой тропинке, работаю в книжном магазине, пришёл из музыкальной школы, вырос под высокой осиной, летели над ночным городом, у синего моря.

  • Запишите сочетания слов без имён прилагательных. Подчеркните предлоги.

шёл

192. Прочитайте. Составьте из слов каждой строки предложение.

    Утром, ставила, корм, утятам, хозяйка.
    К, боялись, тарелке, утята, подходить.
    Пугала, стрекоза, их, злая.
    Во, однажды, утёнок, Алёша, пришёл, двор.
    Зажужжала, стрекоза, вдруг.
    Летела, на, прямо, она, тарелку.
    Хотели, убежать, утята.
    Не, смелый, но, испугался, Алёша.
    Он, стрекозу, за, схватил, крыло, клювом.
    Насилу, она, вырвалась.
    С тех пор, в, злодейка, прилетала, сад, не.

  • Составляют ли предложения текст? Озаглавьте его.
  • Запишите заголовок и текст.
  • Какой рассказ Бориса Житкова вы вспомнили?

Проверь себя

1. Составьте сообщение на тему «Что я узнал(а) о предлоге как части речи» по данному плану:

  1. Что такое предлог? Для чего служат предлоги?
  2. С какой частью речи употребляется предлог?
  3. Как пишутся предлоги со словами?
  4. Перед какой частью речи предлог не ставится?

2. Расшифруйте запись. Запишите предложение. Подчеркните в нём предлоги.

ПРИГОТОВИЛАЛАРИСАДЛЯБОРИСАСУПИЗРИСА

3. Прочитайте. Вставьте пропущенный предлог в каждое сочетание слов. Запишите.

Прийти ____ школы. Выйти ____ автобуса. Приехать ____ Сибири. Идти ____ концерт.

4. Прочитайте скороговорку. Чем она интересна?

      Горюет норка у горы —
      Не добраться до норы.
      На горе у норки норка —
      Не доступна норке горка.
      (Е. Весельева)

  • Спишите. Найдите слово со значением «хищный пушной зверёк с коричневой блестящей шерстью». Подчеркните это слово. А какое значение имеет другое слово, которое так же пишется и произносится?
  • Обведите в кружок предлоги.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru