Русский язык
2 класс (часть 2)

Что такое текст-рассуждение?

180. Прочитайте рассказ О. Карлович о птице сове.

Сова - действительно уникальная птица.

Многое у неё не так, как у других птиц. Оба глаза «на лице» вместе, а не по бокам. Она может легко повернуть голову на 180 градусов. Летает бесшумно. Видит одинаково хорошо и днём, и ночью.

В общем, не птица, а чудо!

  • Определите главную мысль текста. В каком предложении она выражена?
  • Определите значение слова уникальная по толковому словарю учебника.
  • Какие доказательства приводит автор для подтверждения главной мысли? Прочитайте их.
  • В каком предложении дан вывод и авторская оценка птице?
  • Какой вопрос можно задать к данному тексту?
  • Подготовьтесь устно передать содержание текста.

Обратите внимание! Вы прочитали текст-рассуждение. В тексте-рассуждении можно выделить три части:

  • в первой части высказывается мысль, которая требует объяснения, доказательства;
  • вторая часть - это само объяснение, доказательство;
  • третья часть - это вывод. К тексту-рассуждению можно поставить вопрос почему?

181. Прочитайте.

  1. Почему слово Москва надо писать с заглавной буквы?
  2. Почему растение подорожник так названо?
  3. Почему слова он и пенал — это разные части речи?
  4. Почему на конце слова мороз надо писать букву «зэ»?
  • С какого слова начинается каждый вопрос? Какое слово вы употребите, отвечая на эти вопросы?
  • Произнесите любой из данных вопросов, а потом ответьте на него. При ответе используйте слова потому что или так как. Так вы составите текст-рассуждение.

Обратите внимание! Потому что, так как пишутся раздельно, в два слова.

182. Прочитайте.

Почему весной нельзя поджигать старую траву? Вместе с травой сгорает плодородный слой земли. В пожаре гибнут пауки, лягушки, муравьи и птицы. Не убежать от огня тем, чьи дома находятся в траве. Давайте не будем бездумно портить то, что природа создавала миллионы лет!

(Из журнала «Мурзилка»)

  • Определите тему и главную мысль текста. Докажите, что это текст-рассуждение. Выделите в тексте три части.
  • Запишите текст. Каждую часть записывайте с красной строки. Проверьте себя.

Проверь себя

1. Расскажите, что вы узнали о местоимении. Для чего мы используем местоимения в нашей речи?

2. Вспомните, какие местоимения вы знаете. Напишите их.

3. Прочитайте предложения. Запишите их, вставив пропущенные слова-местоимения.

Дятла называют лесным доктором, потому что ____ уничтожает вредителей леса.

Самое большое гнездо у орла, и сделано _____ из толстых сучьев.

4. Прочитайте пословицу. О ком так говорят? Он и усом не ведёт.

5. Прочитайте. Назовите произведение.

У одних родителей был мальчик. Звали его дядя Фёдор. Потому что он был очень серьёзный и самостоятельный. Он в четыре года читать научился, а в шесть сам себе суп варил. В общем, он был хороший мальчик.

(Э. Успенский)

  • Можно ли назвать этот текст рассуждением? Почему?
  • Напишите ответы на вопросы:
    1. Как звали мальчика?
    2. Каким он был?

EOD; } ?>

Рейтинг@Mail.ru