Учебник для 2 класса
/часть 2/

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Что такое текст-повествование? Какова в нём роль глаголов?

144. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

(К. Ушинский)

  • О ком и о чём повествуется в тексте? Что сначала произошло в природе? А что потом случилось с жаворонком?
  • Назовите глаголы, которые указывают на последовательность происходящих событий. Какой вопрос можно поставить ко всему тексту?
  • Выпишите из текста предложение о жаворонке. Проверьте себя.

Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?

145. Рассмотрите рисунок. Прочитайте отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Домик в лесу».

На берегу разгуливала семья медведей: медведица и два медвежонка. Они что-то подбирали с земли и ели.

Потом медвежата начали возню. Они кувыркались и боролись друг с другом. Вдруг медвежата подбежали к берегу, залезли в лодку и стали её раскачивать. Они возились до тех пор, пока не свалились в воду.

Старая медведица уселась на берегу и следила за детворой.

  • Докажите, что вы прочитали повествовательный текст. О каких событиях в нём рассказывается? С какой целью автор употребил в тексте глаголы?
  • Придумайте к тексту заголовок.
  • Напишите ответ на один из данных вопросов:
    1. Что делала семья медведей на берегу?
    2. Что затеяли медвежата?
    3. Куда медвежата забрались? Что они стали делать?
    4. Чем была занята медведица?

146. Представьте, что мама принесла из магазина овощи и поручила вам приготовить из них салат. Что вы будете делать сначала, потом, после этого?

  • Составьте повествовательный текст на тему «Как приготовить салат». Начните так: «Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыл(а) овощи. Потом...»

магази́н

147. Прочитайте. Спишите

      За столом сказала мать:
      — Хватит языком болтать!
      А сынишка осторожно:
      — А болтать ногами можно?
      (Г. Бойко)

  • Определите значения выделенных слов по толковому словарю. Сделайте вывод: это разные слова или одно слово в разных значениях?
  • Спишите. Укажите над словами первого предложения, к каким частям речи они относятся.

Проверь себя

1. Расскажите, что вы узнали о глаголе. Для чего в нашей речи мы используем глаголы?

2. Прочитайте слова. Объясните, по каким признакам можно узнать среди этих слов глаголы.

Сон, спать, бежать, дорога, петь, песня.

3. В какие группы можно объединить данные глаголы? Объясните свой ответ.

Стоит, лечат, дарил, бежит, писал, играют, читали, строили, пишут.

4. Прочитайте. Составьте с каждым глаголом предложение. Запишите предложения и подчеркните в них сказуемые.

5. Найдите в словаре антонимы к данным глаголам. Запишите пары слов.

Мириться — ______, встречать — ______.

6. Подберите к каждому глаголу однокоренное слово - имя существительное.

Работать — ______, обедать — ______.

7. Прочитайте предложения. В каком из них глагол употреблён в переносном значении?

Сияют звёзды. Глаза сияют.

8. Прочитайте пословицу. Запишите её по памяти.

Умей взять, умей и отдать.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru