Русский язык
2 класс

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

192. Рассмотрите рисунки.

  • Произнесите каждый согласный звук.
  • Произнесите парные по твёрдости-мягкости согласные звуки. В чём различие в произношении этих согласных звуков?
  • Произнесите:
    1. только мягкие непарные согласные звуки;
    2. только твёрдые непарные согласные звуки.

193. Прочитайте и выполните любое задание.

  1. Назовите буквы, которыми обозначаются парные по твёрдости-мягкости согласные звуки. Начните так: «Буквой «бэ» могут быть обозначены звуки [б] и [б']».
  2. Назовите буквы, которыми обозначаются только твёрдые непарные согласные звуки или только мягкие непарные согласные звуки. Приведите примеры слов, в которых вы напишете эти буквы.
  3. Подберите пары слов, которые начинаются с парного по твёрдости-мягкости согласного звука.

194. Рассмотрите рисунки.

  • Запишите названия предметов.
  • Произнесите записанные слова. В каких из них есть звук [л], а в каких - звук [л']? Произнесите попеременно эти звуки. Подчеркните в словах букву, которой обозначены звуки [л] и [л'].

Вспомните! Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и и буквой ь (мягкий знак): мел, ключ, мяч, мир, лёд, конь. >Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами а, о, у, ы, э: мак, сон, лук, сыр, мэр.

195. Прочитайте. Какими звуками различаются слова каждой пары? Произнесите эти звуки.

196. Прочитайте скороговорки, в которых пропущена заглавная и арочная буква «эс». Какой звук она обозначает в каждом слове? Как вы об этом узнали?

      У ..ени и ..ани
      в ..етях ..ом .. у..ами.
      У о..ы не у..сы,
      не у..ищи, а у..ики.

  • Запишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните в словах букву, которая обозначает твёрдый парный согласный звук [с].

197. Прочитайте.

Кукушка, тополь, астра, ласточка, липа, жаворонок, клён, ромашка, маргаритки.

  • В зависимости от лексического значения слов распределите их в три группы. Запишите слова группами.
  • Найдите в словах каждой группы букву, которая обозначает один и тот же согласный звук. Подчеркните её. Произнесите звук, который она обозначает.

198. Прочитайте.

      Как много вокруг очень добрых вещей,
      Которые честно нам слулсат.
      Попробуйте вытащить гвоздь без клещей,
      Без валенок вытерпеть стужу...
      (Ю. Ефремов)

  • В каком предложении выражена главная мысль? Спишите это предложение.
  • Подчеркните в словах буквы, которые обозначают непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.

199. Прочитайте.

      Тихо тенькает синица
      Меж развесистых ветвей.
      С. Есенин

  • Какое слово передаёт звучание голоса птицы? Как вы его узнали?
  • Напишите строки по памяти. Проверьте себя. Подчеркните в предложении главные члены.

200. Рассмотрите рисунок.

  • Составьте по рисунку небольшой рассказ. Придумайте для него название. Запишите получившийся текст.

201. Прочитайте.

Слово декабрь произошло от латинского слова «де́цем» — десятый. В Древней Руси он был десятым месяцем, а с 1700 года его стали считать двенадцатым месяцем.

На Руси месяц декабрь народ называл студень, стужайло, студёный, лютовей, лютень, ледостав и ледостой. В этом месяце начиналась зима, становилось холодно, студёно. В декабре лютует матушка-зима.

  • Спишите третье предложение. Подчеркните в словах буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
  • Найдите в тексте слова, которые начинаются и заканчиваются мягким согласным звуком.

дека́брь

Рейтинг@Mail.ru