Русский язык
2 класс

Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запоминать?

162. Прочитайте. Чем интересен заголовок?

Жёлтые мышки

      За окном ветерок веселится:
      То попрыгает, то притаится.
      И листочки бегут по дорожке,
      Словно жёлтые мышки от кошки.
      (В. Орлов)

  • В каких словах написание выделенных букв вы можете проверить? Проверьте их.
  • В каких словах написание выделенных букв вы не смогли проверить? Почему? Где можно проверить написание таких слов?
  • Спишите любое предложение.

Вспомните! В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя: лопата, картина, пальто, одежда. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.
В школе такие слова иногда называют словарными. Но это не научное название. В каждом классе вы будете знакомиться с новыми словарными словами.

163. Прочитайте. По какому признаку распределены слова в группы?

  • Запишите слова каждой группы в алфавитном порядке. Проверьте себя по орфографическому словарю учебника.

164. Прочитайте.

В разных языках название ягоды земляника связывается с понятием земля. Ягоды нередко почти лежат на земле. В немецком языке эту ягоду называют земляная ягода. В польском языке она именуется как позёмка.

  • Почему землянику так назвали? А можете ли вы объяснить происхождение названий таких ягод, как черника, голубика, костяника?
  • Найдите в тексте три словарных слова. Запишите их. Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.

165. Выпишите из орфографического словаря слова-названия растений. Подчеркните в них буквы, написание которых надо запомнить.

земляни́ка

166. Прочитайте. Докажите, что каждая пара слов - это однокоренные слова.

, осина — осинник, Москва — москвичи, ветер — ветерок, капуста — капустный, ягода — ягодный, тетрадь — тетрадка, ноябрь — ноябрьский.

  • Спишите. Выделите в словах корень. Подчеркните в корне каждого слова букву, написание которой надо запомнить.
  • Составьте предложение с одним из слов и запишите его.

167. Прочитайте.

Алф..вит, оз..ро, ж..лтый, зв..зда, пл..щадка, ч..сы, б..льница, н..ябрь, ябл..ко, м..ряк, л..ства, б..рёза, п..льто.

  • Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, в две группы: в первую - слова, в которых написание пропущенных букв можно проверить, а во вторую - слова, в которых написание пропущенных букв надо запомнить.
  • Проверьте написание словарных слов по орфографическому словарю.

168. Прочитайте. Озаглавьте стихотворение.

      В малиннике малиновый и запах, и уют.
      В малиннике малиновки и ёжики живут.
      В малиннике малинки вкуснейшие растут.
      В малиннике — малина. Марина тут как тут.
      (В. Семёнов)

  • Найдите в предложениях однокоренные слова. Что они обозначают? Будут ли однокоренными слова малина и малиновка? Объясните свой ответ.
  • Выпишите однокоренные слова. Подчеркните в корне этих слов букву, написание которой надо запомнить.

мали́на

Страничка для любознательных

О происхождении слова

Слову малина уже более 300 лет. Одни учёные считают, что оно произошло от корня мал-: ягода малины состоит из многих малых ягодок-зёрнышек. Другие учёные утверждают, что ягода получила своё название по цвету спелых ягод (иссиня-пурпурный, малиновый).

От слова малина образовались слова: малинный (куст, чай), малиновый (сок), малинник и др.

169. Рассмотрите рисунки. Прочитайте. Когда так говорят?

1. Язык заплетается. 2. Бежать во все лопатки. 3. Воробью по колено. 4. Вставать с первыми петухами. 5. Трещит как сорока. 6. Считать ворон. 7. Не бросай слов на ветер. 8. Медведь на ухо наступил.

  • К каким сочетаниям слов подходят рисунки? Какие юмористические рисунки можно сделать к другим словосочетаниям?
  • Спишите. Подчеркните в словарных словах буквы, написание которых надо запомнить.

170. Прочитайте.

      Я с..жу за верстаком,
      Песню нап..ваю
      И в подмётки молотком
      Гвоздики вб..ваю.
      (С. Михалков)

  • О ком говорится в стихотворении?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните, как вы проверяли написание этих букв.
  • В слове молоток два безударных звука обозначены одной и той же буквой о. Написание какой из них вы можете проверить? Какое слово будет проверочным?

молото́к

171. Прочитайте.

  1. Чирикает ... .
  2. Мычит ... .
  3. Лает ... .
  4. Два ... в одной берлоге не живут.
  5. Всем даёт здоровье ... коровье.
  6. Мимо яблоньки ... не падает.
  7. В шкафу висит зимняя ... . _.
  • Запишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова. Подчеркните в них буквы, написание которых надо запомнить.

Обратите внимание! Мы уже говорили о словах, в которых выделены или пропущены буквы. Это буквы-орфограммы. Их написание подчиняется правилам, которые вы изучаете на уроках русского языка. Орфограммой мы будем называть букву, написание которой надо проверить или запомнить.

172. Прочитайте. Перед вами орфографическая задача. В чём она заключается?

  • Объясните, как выбрать букву, чтобы правильно написать эти слова. Запишите слова. Подчеркните в них буквы, которые вы выбрали.

Буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова, - это орфограмма. Её написание надо проверять или запоминать.

173. Прочитайте. Что обозначает каждое слово?

Воробей, воронёнок, сапожок, молоко, земляника, хорошо, молоток, машинист, городок, деревенька, ветерок, снегирёк.

  • Запишите слова. Обозначьте в них ударение. Подчеркните в словах орфограммы.
  • Какую из орфограмм в корне каждого слова можно проверить, а какую надо запомнить?
  • Устно составьте предложение с одним словом.

Обратите внимание! Если орфограмму можно проверить, это проверяемая орфограмма: вода, трава, грибник, река. Если орфограмму надо запомнить, это непроверяемая орфограмма: ноябрь, ветер, заяц.

Страничка для любознательных

О происхождении слова

Слово орфограмма греческое по своему происхождению. Оно состоит из двух греческих слов: орфос — «правильный» и грамма — «запись, буква». А всё слово означает «правильная запись» или «правильная буква».

174. Прочитайте.

  1. Сл..вечко, кр..кливый, в..ренье, под..рить.
  2. Кр..сноватый, д..рога, св..тлячок, т..шина.
  3. Зв..ринец, д..щечка, к..р..ндаш, ш..повник.
  4. Ст..рушка, переп..сать, в..здушный, цв..ток.
  • Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Одной чертой подчеркните в словах проверяемые орфограммы, двумя - непроверяемые орфограммы.

175. Прочитайте.

      Снежок порхает, кружится,
      На улице бело.
      И превратились лужицы
      В холодное стекло.
      (3. Александрова)

  • Выпишите двусложные слова с безударным гласным в первом слоге. Подчеркните в них проверяемые орфограммы.
  • Спишите стихотворение. Назовите в последнем предложении основу: подлежащее и сказуемое.

176. Вспомните день, когда выпал первый снег. Радовались ли вы первому снегу? Каким он вам запомнился? Подготовьтесь об этом рассказать.

177. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

  • Почему художник дал картине такое название? Что на ней изображено? Обратите внимание на ребёнка: где он стоит? Что привлекло его внимание? Как выпавший снег изменил вид за окном?
  • Как вы думаете, какое чувство испытывает малыш? Передалось ли вам это чувство?
  • Составьте небольшой рассказ по картине. Запишите составленный текст.

Рейтинг@Mail.ru