Русский язык
2 класс

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

62. Прочитайте предложения. Рассмотрите рисунки.

  • Выделенные слова - однозначные или многозначные? Сравните лексическое значение каждого слова.

Обратите внимание! У многозначного слова может быть прямое и переносное значение. Слово плывут в первом предложении имеет значение «двигаться по воде». Это - прямое значение, оно прямо указывает на действие предмета. Во втором предложении слово плывут имеет значение «плавно двигаться по небу». Это - переносное значение. Движение облаков по небу напоминает плавное движение кораблей по воде.

63. Рассмотрите схему. Прочитайте.

    Облако пыли, золотые руки, тяжёлое наказание, работа стоит, заря горит.

  • Скажите, что вы узнали из схемы. Выпишите сочетания слов, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.
  • Составьте предложение с любым сочетанием слов. Запишите его.

    64. Прочитайте. В каких предложениях многозначные слова употреблены в прямом значении, а в каких - в переносном?

    1. Лошадь бежит рысью. Вода бежит ручьями. 2. У моего друга мягкий характер. На столе лежит мягкий хлеб. 3. Горят в печи дрова. С холоду щёки горят. 4. На стене висит ковёр. Красив белоснежный ковёр зимы!

    • Спишите те предложения, в которых многозначные слова употреблены в прямом значении.

    65. Прочитайте.

    1. Почки раскрываются, шоколадные с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная светлая капля. (М. Пришвин)
    2. Солнце село, звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката. (И. Тургенев)
    3. Таяли снега в поле, таяли облака в небе, падая на землю мокрым снегом. (М. Горький)
    4. Погасло солнце, и над миром плывёт задумчиво луна. (С. Есенин)
    • Попробуйте объяснить значение выделенных слов. Писатели употребили эти слова в прямом или в переносном значении? Для чего?
    • Спишите любое предложение.

    Обратите внимание! Писатели и поэты часто используют слова и выражения в переносном значении. Это помогает им необычно представить предметы и явления, создать яркие, запоминающиеся образы.

  • Рейтинг@Mail.ru