Как обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова?
8. Произнеси каждую пару слов и послушай звучание согласного звука на конце слова. Какой звук ты слышишь: звонкий или глухой?
Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначить парный согласный звук на конце слова? Почему?
Обрати внимание! Парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова может обозначаться разными буквами:
Поэтому написание слова с парным согласным звуком на конце надо проверять!
Страничка для любознательных
О происхождении слова
Тетрадь получила своё название от греческого слова тетро, что означает «сложенный вчетверо». Тетрадью называли четвёртую часть большого листа бумаги.
9. Прочитай. В чём сходство и различие слов в каждой паре?
Сравни написание и произношение выделенных букв в каждой паре слов. Когда их написание расходится с произношением: перед гласным звуком или на конце слова?
В каких словах написание выделенных букв надо проверять? Какое слово для каждого из них будет проверочным? Почему?
Сделай вывод: как нужно изменить слово, чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный согласный звук на конце слова?
Напиши пары слов: сначала проверочное, затем проверяемое.
Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук: .
Проверяемое слово - это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова (герб, карп, луг, ящик).
Проверочное слово - это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком (гербы, карпы, луга, ящики).
10. Прочитай. Раздели слова на две группы: проверяемые и проверочные слова. Назови проверяемые слова и скажи, написание какой буквы в этих словах требует проверки. Почему?
Объясни, какое слово будет проверочным для каждого проверяемого слова.
Напиши сначала проверочное слово, а затем проверяемое.
тетра́дь
11. Прочитай выразительно.
Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом!
Мёд в лесу медведь нашёл, —
Мало мёду, много пчёл.
(С. Маршак)
Найди в стихотворных строках слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и проверочные слова для них.
Для какого слова в стихотворении нет проверочного слова? Подбери к нему проверочное слово.
Запиши проверочные и проверяемые слова, вставляя пропущенные буквы.
Проверь, одинаковой ли буквой обозначен парный согласный звук на конце слова и этот же согласный в проверочном слове.
15. Прочитай слова.
Какие слова звучат одинаково? Почему? Что обозначает каждое из них?
Какими буквами на конце каждого слова обозначен одинаковый парный согласный звук? Подбери к каждому слову проверочное слово.
Составь предложение с любым словом.
16. Прочитай начало народной песенки.
Сегодня день целый все звери у дела. Л..сичка-сестричка шубку подшивает. Сер м..дведь, старый дед, сапог подбивает. А с..рока-белобока мушек отгоняет. М..дведица Маша варит детям кашу. З..йчиха под ёлкой метет метелкой.
Объясни правописание слов с пропущенными буквами.
Найди в предложениях слова, в которых написание букв, обозначающих парный согласный звук на конце слова, надо проверять. Объясни написание этих слов.
В каких словах надо проверять буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки в общей части слов? Почему? Найди для каждого слова проверочное.
Спиши любую группу слов. Подчеркни в общей части этих слов те буквы, написание которых надо проверять.
18. Прочитай выразительно.
Морж спросил у кенгуру:
— Как выносишь ты жару?
— Я от холода дрожу! — Кенгуру сказал моржу.
(Б. Заходер)
Вспомни, почему перед предложениями поставлен знак «тире» (-).
Разыграйте по ролям диалог: один читает слова моржа, а другой - слова кенгуру.
Объясни написание выделенных в словах букв. Найди в строках слова, противоположные по значению.
19. Рассмотри рисунки. Прочитай текст.
Шёл дождь. В гнезде пищали птенцы. Их родителей унёс ястреб. Вася укрыл птенцов кепкой. Мальчик заботился о сиротах. Он каждый день приносил птичкам пищу.
(Н. Омельченко)
О ком и о чём говорится в тексте? О чём самом главном хотел сказать автор? Придумай к тексту заголовок.
Выбери из текста и запиши предложения, которыми можно подписать рисунки.