Русский язык
1 класс

Что такое ударение? Какой слог в слове называется ударным, а какой — безударным?

1. Прочитай. Озаглавь стихотворение.

      Ударный слог, ударный слог —
      Он назван так недаром.
      Эй, невидимка-молоток,
      Отметь его ударом!
      И молоТО́К стуЧИ́Т, стуЧИ́Т,
      И чётко речь моЯ́ звуЧИ́Т!
      (А. Шибаев)

  • О каком невидимке-молотке говорится в стихотворении? Почему один из слогов в слове назван ударным?
  • Читай стихотворение, выделяя в каждом слове ударный слог.

Ударение — это выделение в слове голосом одного из слогов.
Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Другие слоги (или слог) называются безударными.

2. Посмотри на схемы слов. Объясни, чем они различаются.

  • Почему в последней схеме нет знака ударения? Подбери слова к каждой схеме. Напиши их.

3. Прочитай выразительно народную песенку.

      Жаворонки, жавороночки!
      Прилетите к нам,
      Принесите нам
      Лето тёплое,
      Унесите от нас
      Зиму холодную.

  • Когда люди исполняли эту песенку? К кому они обращались с речью?
  • Произнеси слова-названия птиц с интонацией обращения: позови жаворонков. Чувствуешь, что при произнесении слов жаворонки, жавороночки голос повышается на ударном слоге?

Запомни! Знак ударения не ставится в односложных словах (шар, лес) и в словах с буквой ё (свёкла, шофёр).
Для выделения ударного слога надо произнести слово целиком (не по слогам) с интонацией обращения или вопросительной интонацией.

4. Прочитай. Догадайся, почему каждое слово написано три раза. Назови слова, в которых знак ударения поставлен верно.

  • Сделай вывод: как ещё можно найти в слове ударный слог? Какое значение имеет для слова ударение?
  • Напиши слова, в которых знак ударения поставлен правильно. Обозначь в словах ударение. Подчеркни ударный слог в каждом слове.

Обрати внимание! В конце учебника есть словарь, пользуясь которым ты будешь учиться правильно произносить слова русского языка и правильно ставить ударение. Этот словарь называется орфоэпическим.

5. Познакомься с орфоэпическим словарём учебника. Найди в нём данные слова. Прочитай их с правильным ударением.

Звонить, банты, портфель, туфля.

  • Запиши слова. Обозначь в них ударение.

6. Прочитай.

      Мы слова из русской речи,
      Из родного языка!
      Одинаково нас пишут,
      Но... по-разному нас слышат.
      (Я. Козловский)

  • О каких словах говорится в стихотворении?

7. Прочитай слова. Что обозначает каждое из них?

  • Что помогает различить одинаковые по написанию, но разные по значению слова?
  • Запиши слова-названия картинок. Обозначь в них ударение.

8. Найди в толковом словаре слова а́тлас и атла́с. Прочитай, что обозначают эти слова.

  • Устно составь предложение с любым из этих слов.

9. Прочитай. Какие слова написаны в скороговорке одинаково, а различаются ударением и имеют разный смысл?

      Приучить сороку одна морока,
      А сорок сорок — сорок морок.

  • Объясни, как ты понимаешь смысл скороговорки.
  • Спиши скороговорку. Проверь себя.

соро́ка

10. Прочитай в каждом слове сначала ударный слог, а потом всё слово.

  • Как ты думаешь, почему слова распределены на группы именно так?
  • Спиши слова. Обозначь в них ударение. Запомни произношение этих слов.
Придумай предложение с любым словом.

Вспомни! Слог с буквой ё всегда ударный: шофёр, свёкла, вахтёр, актёр.

11. Прочитай начало и конец сказки. Рассмотри рисунки.

Давным-давно в лесу жила собака. Скучно ей было. Захотелось собаке друга найти.

С тех пор собака и человек живут вместе. Днём они ходят на охоту. Ночью собака лает, дом охраняет.

  • Как же встретились собака и человек? Вспомни эту часть сказки или придумай её сам. Подготовься рассказать сказку.
  • Придумай для сказки название.

соба́ка

Рейтинг@Mail.ru