Учебное пособие

СЛЕСАРНЫЕ РАБОТЫ

       

Нанесение окружности, деление ее на равные части и построение многоугольников

Учебное задание 1 заключается в нахождении центра окружности с помощью угольника-центроискателя (рис. 11, а). Угольник состоит из двух планок, соединенных под углом 90°, и жестко укрепленной линейки, рабочее ребро которой делит угол 90° пополам.

Нахождение центра окружности с помощью центроискателя

Рис. 11. Нахождение центра окружности с помощью центроискателя:
а — навесенне первой риски; б — нанесение второй риски; а — определение положения центра

Разметку выполняют в следующей последовательности.

1. Деталь устанавливают на разметочную плиту так, чтобы размечаемый торец был сверху.

2. На верхний торец детали накладывают угольник-центроискатель так, чтобы две его стороны (планки) касались цилиндрической поверхности детали.

3. Левой рукой плотно прижимают линейку угольника к поверхности торца, а правой проводят чертилкой первую диаметральную риску.

4. Угольник-центроискатель поворачивают по цилиндрической поверхности детали примерно на 90° и проводят чертилкой вторую диаметральную риску (рис. 11, б). Точка пересечения двух рисок будет центром размечаемой окружности (рис. 11, в).

Способ проверки точности разметки центра окружности разметочным циркулем

Рис. 12. Способ проверки точности разметки центра окружности разметочным циркулем

Разметку центра детали с грубо обработанной цилиндрической поверхностью производят в такой же последовательности. В этом случае для более точного нахождения центра окружности необходимо нанести пять—семь рисок, и центром будет точка, в которой пересекается наибольшее число рисок.

Точность разметки центра окружности проверяют разметочным циркулем (рис. 12). Острие одной ножки циркуля устанавливают в размеченный центр, а другую ножку перемещают так, чтобы ее острие слегка касалось цилиндрической части детали. Если острие ножки циркуля касается детали по всей длине окружности, то центр размечен правильно.

Пример деления окружности на четыре части с построением вписаного квадрата

Рис. 13. Пример деления окружности на четыре части с построением вписаного квадрата

Учебное задание 2 представляет собой деление окружности на четыре равные части с построением вписанного квадрата (рис. 13).

1. В центре размечаемой плоскости циркулем проводят окружность R = 28 мм (радиус может быть произвольным).

2. Через центр окружности по линейке проводят прямую риску, чтобы она пересекла окружность в двух точках А и В и разделила ее на две равные части.

3. Опорную ножку циркуля устанавливают в точку А и, раздвинув циркуль на расстояние несколько большее, чем половина отрезка АВ, проводят дугу в.

4. Опорную ножку циркуля переносят в точку В и, не изменяя раствора циркуля, проводят дугу б так, чтобы она пересекла первую выполненную дугу в точках 1 и 2 (рис. 13, 14).

Прием разметки квадрата

Рис. 14. Прием разметки квадрата

5. Через точки 1 и 2 по линейке проводят риску, которая образует на окружности точки С и D.

6. Соединяя точки AD, DB, ВС и СА прямыми рисками, получим квадрат, вписанный в окружность.

Учебное задание 3 заключается в делении окружности на три равные части с построением вписанного треугольника (рис. 15).

Деление окружности на три части с построением вписанного треугольника

Рис. 15. Деление окружности на три части с построением вписанного треугольника

1. В центре размечаемой плоскости с помощью циркуля проводим окружность R = 26 мм (радиус может быть произвольным).

2. Через центр окружности по линейке проводят прямую риску с пересечением окружности в точках А и В.

3. Опорную ножку циркуля устанавливают в точку А и при растворе циркуля, равном радиусу проведенной окружности, делают на окружности две метки-засечки (точки С и D), где длина дуги между ними будет равна одной трети длины окружности.

4. Соединив точки прямыми рисками CD, СВ и BD, получают вписанный равносторонний треугольник.

5. Правильность построения проверяют циркулем, устанавливая раствор циркуля равным длине одной из сторон треугольника и этим же размером определяя равенство остальных сторон треугольника.

Учебное задание 4 (рис. 16) представляет собой деление окружности на шесть частей с построением вписанного шестиугольника (рис. 17).

Деление окружности на шесть частей с построением вписанного шестиугольника

Рис. 16. Деление окружности на шесть частей с построением вписанного шестиугольника

Пример разметки шестиугольника под размер зева гаечного ключа

Рис. 17. Пример разметки шестиугольника под размер зева гаечного ключа

1. В центре размечаемой плоскости циркулем проводят окружность R = 27 мм (радиус может быть произвольным).

2. По линейке наносят риску, проходящую через центр окружности и пересекающую ее в точках А и В.

3. Из точки А, как из центра, наносят дугу радиусом, равны радиусу проведенной окружности, и получают точки 1 и 2.

Аналогичное построение делают из точки В, нанося точки 3 и 4. Полученные точки пересечения и концевые точки диаметра будут искомыми точками деления окружности на шесть частей.

4. Соединяя точки прямыми рисками А—2, 2—4, 4—В, В—3, 3—1 и 1—А, получают вписанный шестиугольник.

При разметке граней шестиугольника под размер h зева гаечного ключа (рис. 17) радиус описываемой окружности вписанного шестиугольника определяется по формуле R = 0,577h.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru