Практикум по слесарным работам

Шабрение криволинейных поверхностей

Кроме шабрения прямолинейных плоскостей, слесарю часто приходится выполнять работы по шабрению криволинейных поверхностей, в большинстве случаев на вкладышах подшипников.

При изготовлении новых вкладышей или после их заливки баббитом внутренние цилиндрические отверстия вкладышей растачивают на токарном или расточном станке с припуском на шабрение 0,1 — 0,2 мм.

Для удаления рисок, а также высококачественной подгонки внутренней цилиндрической поверхности по шейке вала вкладыши обрабатывают трехгранным шабером.

Учебное задание 1 состоит в шабрении одинарного разъемного подшипника.

1. Шейку вала и вкладыш подшипника (подшипник должен быть разобран) тщательно вытирают чистой тряпкой.

2. На шейку вала с помощью тампона наносят тонкий равномерный слой краски.

3. Окрашенную шейку вала укладывают на нижний вкладыш подшипника, а сверху накладывают верхний вкладыш с крышкой.

4. Равномерно и поочередно крест-накрест подшипник затягивают гайками так, чтобы вал можно было провернуть с небольшим усилием.

5. Для окрашивания выступающих мест на поверхности вкладыша вал в подшипнике вручную поворачивают вправо и влево на два-три оборота (рис. 211, а).

Шабрение вкладыша подшипника

Рис. 211. Шабрение вкладыша подшипника:
а — нанесение краски на поверхность вкладыша; б — прием работы

6. Отвернув гайки, снимают крышку, вынимают вал и вкладыши.

7. Нижний вкладыш зажимают в тисках с алюминиевыми или медными нагубниками и располагают его окрашенной поверхностью вверх.

8. Перемещая режущую кромку шабера по поверхности вкладыша вправо и влево (рис. 211, б), средней частью режущей кромки шабера шабрят места, покрытые краской, с косым направлением штрихов.

9. Верхний вкладыш пришабривают так же, как и нижний, до тех пор, пока большая часть поверхности нижнего вкладыша не окрасится.

10. Шабрение чередуют с нанесением краски до равномерного покрытия поверхности вкладыша пятнами на площади не менее 2/3 поверхности вкладыша, расположенного в нижней части.

11. Шейку вала и обработанную поверхность вкладыша протирают тряпкой, смоченной в керосине.

Шейку вала и вкладыш смазывают машинным маслом и производят окончательную сборку подшипника. Вращают вал, проверяя работу подшипника (вал должен вращаться с небольшим трением).

Учебное задание 2 состоит в шабрении подшипников с двойной опорой (рис. 212). Шабрение выполняется в той же последовательности, что в учебном задании 1, но с некоторыми дополнениями.

Вал с двойной опорой подшипников

Рис. 212. Вал с двойной опорой подшипников

Окрашивают обе шейки вала, помещают его во вкладыши, переносят краску на нижние вкладыши подшипников. Шабрят нижние, а затем верхние поверхности вкладышей до равномерного расположения пятен на большей части поверхности вкладышей. Шабрение заканчивают, когда пятна будут располагаться на большей части поверхности нижних и верхних вкладышей. Далее собирают подшипники и регулируют их прокладками, чтобы вращение вала от руки осуществлялось с небольшим трением.

Проверка качества шабрения производится: по равномерному покрытию поверхности вкладышей пятнами краски на площади не менее 2/3 их поверхности; на отсутствие царапин, вмятин и глубоких следов шабера на обработанной поверхности; на равномерное трение при вращении вала в подшипнике при надежной затяжке подшипника гайками.

 

Рейтинг@Mail.ru