Учебник для 8-9 классов

Обществознание

§ 8. Природа, общество, человек

  • Природа и человек — нужны ли они друг другу?
  • О чем предостерегают фантасты?
  • Когда иссякнут природные кладовые?
  • Способствует ли разум сохранению человечества как вида?

Что такое природа? Природа — это естественная среда обитания человека. Конечно, можно предположить и такую фантастическую ситуацию, когда люди будут вынуждены создать и жить в некоем искусственном подземном или инопланетном мире, где с помощью сложнейшей техники будут созданы необходимые условия человеческого существования: нужная температура, давление, циркуляция воздуха и т. д. И даже если представить себе, что люди смогут приспособиться к этим условиям и их род не оборвется, то, очевидно, нечто существенное будет утрачено. О неодолимой тяге к краскам земли, к теплу солнца у детей, вывезенных родителями на дождливую Венеру и вынужденных почти все время проводить в убежищах, мы читаем в рассказе американского писателя Р. Брэдбери «Все лето в один день». В короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появляется солнце, дети покинули свой подвал. «Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац... Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и салки, но главное — опять и опять хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слезы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть... И вдруг... Редкие холодные капли упали на нос, на щеки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому-подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».

Природа — это огромная (до недавнего времени, казалось, неисчерпаемая) кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности и в повседневной жизни. Действующие водопады, судоходные реки, лес, руда, металлы, уголь — все это активно используется людьми. Откажется сейчас человек от использования, например, ископаемых углеводородов — нефти, угля — и цивилизация рухнет. Мы снова вернемся в каменный век.

Таким образом, природа служит естественной основой жизнедеятельности человеческого общества. Поэтому, пытаясь разобраться в социальной сущности человека и его многообразных связях с обществом, мы не можем обойти вопросы о роли природы в становлении и развитии людей, об их месте среди других живых существ, населяющих нашу планету, о влиянии хозяйственной деятельности человека на природные процессы, на окружающую среду.

Что же такое природа? Ученые употребляют это слово в двух значениях. Первое — более широкое — природа как окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии проявлений. Второе — природа как биосфера нашей планеты, т. е. земная оболочка, охваченная жизнью. Жизнь на Земле есть в лесах, степях и пустынях, в океане и пресных водоемах, в высоких горах и почве. Там, где не могут жить ни растения, ни животные, живут бактерии, многие из которых не нуждаются в кислороде.

Связь человека с природой. Обратимся к библейской притче о сотворении мира. Согласно ей, Бог создал растения, животных, птиц в разные дни и так, что они не имели между собой ничего общего: все они сотворены «по роду их». Человек же — особое дело. Его Всевышний создал по своему подобию. Таким образом, религиозное учение, объясняя сотворение мира, приспособленного для жизни человека, разделяло его на обитателей земли, воды, воздуха. Научное же знание говорит о единстве мира. Все живое на Земле связано крепчайшими узами природного родства, тесным взаимодействием друг с другом. Не будем приводить здесь всю сумму научных доказательств этого факта. О них вы узнаете на уроках биологии. Вспомним еще один известный рассказ Р. Брэдбери «И грянул гром». Его герои с помощью машины времени отправились путешествовать в далекое прошлое, на 60 млн лет назад, чтобы поохотиться на динозавров. Компания, организующая такие путешествия, казалось бы, предусмотрела все, чтобы гости из будущего не повредили ничего живого в том первобытном лесу, куда прибудут охотники. Вот как рассуждает один из героев: «Допустим, мы случайно убили здесь мышь. Это означает, что всех будущих потомков этой мыши уже не будет — верно?.. Не хватит десяти мышей — умрет одна лиса. Десятью лисами меньше...— погибнут всевозможные насекомые и стервятники, сгинет неисчислимое множество форм жизни. И вот итог: через 59 миллионов лет пещерный человек, один из дюжины, населяющей весь мир, гонимый голодом, выходит на охоту за кабаном или саблезубым тигром. Но увы, друг мой, раздавив одну мышь, тем самым раздавили всех тигров в этих местах. И пещерный человек умирает с голоду. А этот человек... не просто один человек, нет! Это целый будущий народ». У этого человека было бы десять сыновей. От них произошло бы сто — и так далее, и возникла бы целая цивилизация. Уничтожьте одного человека — и вы уничтожите целое племя, народ, историческую цивилизацию. Эти рассуждения оказались пророческими. Один из путешественников, сойдя со специально проложенной тропы, нечаянно раздавил бабочку. Последствия этого отразились на всей цепи последующих событий. Герои поняли это, возвратившись в свое время.

Рассказ был написан фантастом. Однако он очень поучителен. Как легко нарушить связи, существующие в природе, к каким необратимым последствиям это может привести. Об этом всегда должен помнить человек, активно вторгающийся в природу. Великий русский ученый В. И. Вернадский считал, что придет то время, когда дальнейшее развитие планеты, а следовательно, и человеческого общества будет направляться разумом. Биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума. Позднее был придуман специальный термин — ноосфера (в переводе с латинского — разум). Под ноосферой понимают область планеты, охваченную активностью человека, его разумной деятельностью.

Означает ли это, что в эпоху ноосферы человек станет безраздельно господствовать над природой, полностью подчинив ее развитию цивилизации? Нет. Вступление в эту сферу предполагает в первую очередь изменение отношений человека к природе, такую организацию общественной жизни, производства, при которой можно обеспечить гармонию в развитии природы и общества. Время покажет, возможно ли это.

Человек — венец природы? Наука доказала, что весь современный органический мир, растения и животные, а следовательно, и человек являются продуктами процесса развития, длившегося миллионы лет.

Какое же место занял появившийся человек в мире природы? Древние китайцы располагали все живые существа в виде лестницы: растения внизу, рыбы повыше, звери еще выше и человек, конечно, на верхней ступеньке. С тех пор наука ушла далеко вперед. Однако общие представления людей об эволюции как лестнице, ведущей вверх, на последней ступени которой стоит человек, изменились мало. Человек — царь природы, ее венец. Так сами люди определили свое место под солнцем. И долгое время ничто не могло поколебать эти представления. Напротив, приводились все новые и новые подтверждения.

Во-первых, человек наделен разумом. Это позволило ему сделать гигантский скачок в освоении мира. На уроках истории вы уже узнали, как много умел даже первобытный человек по сравнению с другими живыми существами на Земле: коллективно охотился, пользовался огнем, создавал искусственные орудия из дерева, кремня, кости.

Во-вторых, умение накапливать информацию о многих конкретных явлениях, обобщать ее открыло человеку возможность создавать нечто не существующее в природе. Эта созданная знаниями и трудом людей «вторая природа», по мысли М. Горького, есть «культура в точном и подлинном смысле слова».

В-третьих, возникшее человеческое общество стало подчиняться своим собственным законам, среди которых на первое место вышли требования морали. Это был огромный шаг в развитии человечества. Как и почему он был сделан? Вот как отвечает на этот вопрос известный ученый академик Н. Н. Моисеев: «Вначале человек развивался как все живое: трудные условия существования и естественный отбор были причиной быстрого индивидуального совершенствования прачеловека. Но потом быстрое индивидуальное развитие замедлилось и, наконец, вовсе прекратилось: десятки тысяч лет человек практически не меняется*. Далее ученый отмечает, что причиной этому был труд, благодаря которому австралопитек (представитель вида наземных приматов) сумел превратиться в человека современного физического вида — homo sapiens (с лат.— человек разумный). Знания и труд — вот что постепенно становилось гарантией жизни первобытных племен. Их представитель — носитель знаний, умений, владеющий тайнами ремесла, оказывался обычно далеко не самым смелым и самым сильным. И вряд ли он был способен отстоять себя в жестокой борьбе за выживание. Но именно этот представитель первобытного общества в наибольшей степени способствовал процветанию этого общества. И оно должно было брать его под свою опеку. Принцип «не убий» становится постепенно общим запретом в тех первобытных племенах, чьи потомки сейчас населяют планету. А те, которые его не приняли, были безжалостно стерты историей с лица Земли.

Нормы морали стали регулировать отношения людей. Это значит, что человечество поднялось на новую ступень развития — от первобытного стада к общественной организации людей.

Таким образом, могущество человеческого разума, избавление от законов дикой природы, создание грандиозного здания культуры привели многих к выводу, что человек — существо высшее и живет по собственным законам, а природа — это источник ресурсов для жизнедеятельности человека.

Значит, вопрос, поставленный в конце заголовка этого текста, можно вполне заменить на восклицательный знак.

Однако не будем торопиться. Человеку свойственно сомневаться. И это тоже одно из проявлений его разумности.

Вершина пирамиды или звено в цепи? Мы уже приводили доводы тех, кто убежден, что человек — «венец природы», способный распоряжаться ею по своему усмотрению. Однако есть и другая точка зрения, согласно которой человек лишь звено в долгой цепи развития природы, которая не имеет направленного движения от простого к сложному, и на смену человеку могут прийти иные организмы.

Какие же аргументы в защиту этой точки зрения выдвигают ее сторонники? Во-первых, само понятие прогресса (движение от простого к сложному) придумали люди. Природа не знает никакого целенаправленного движения, в противном случае ее надо наделить разумом (цель выдвигают лишь разумные существа). Во-вторых, довольно относительно деление на простые и сложные организмы. Трудно, например, даже решить, кто сложнее — пчела или рыба. Человек, конечно, сложнее синезеленой водоросли, но ни один его орган, пожалуй, не сравнится по сложности с сосательным аппаратом клопа.

В-третьих, палеонтологическая летопись планеты хранит рассказы о том, как исчезли многие группы животных, как на смену гигантским земноводным приходили ящеры, а потом и они вымерли загадочно быстро. Но жизнь не исчезла. Пришли новые хозяева — млекопитающие, и одна из ветвей вырастила человека. Изменялись условия, и победу одержали те группы организмов, которые лучше других могли приспособиться к этим переменам. Горе побежденным... Жизнь не останавливается. На этом пути мы видим медленные подъемы каких-то групп, быстрые взлеты, стремительные крушения. Человек как биологический вид, претендующий на роль очередного царя природы, имеет важное преимущество перед своими предшественниками — разум. Но сумеет ли он воспользоваться этим преимуществом?

В-четвертых, человек наделен разумом, однако не всегда совершает разумные поступки. Это в первую очередь проявляется в его отношении к природе лишь как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать. За такое отношение уже сегодня приходится расплачиваться.

Итак, свои аргументы привели обе стороны. Какую позицию выбрали вы? А может быть, у вас есть своя, особая точка зрения на место человека на «лестнице живых существ», на проблему эволюции, ее прогрессивной направленности?

    Основные понятия

  • Природа, биосфера, естественная среда обитания.

    Термины

  • Ноосфера, «вторая природа».

Вопросы для самопроверки

  1. Раскройте основные значения понятия «природа».
  2. Какова роль природы в жизни человека и общества?
  3. В чем выражается природное единство мира?
  4. Каков смысл понятия «ноосфера»?
  5. Как, по мысли В. Вернадского, связаны биосфера и ноосфера?
  6. Какие возможности открыл перед человечеством разум?
  7. Правильно ли, на ваш взгляд, утверждение: природа создала человека и общество, а общество создало культуру? Свой ответ аргументируйте.
  8. В чем значение моральных норм и запретов в жизни общества?
  9. Присущ ли прогресс развитию природы? Поясните свой вывод.
  10. В чем проявляется неразумность отношения человека к природе?

Задания

  1. Покажите на известных вам примерах влияние природных условий на хозяйственную деятельность людей. Усиливается или ослабевает эта связь? Объясните почему.
  2. Проанализируйте, что в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чем автор показал себя как глубокий реалист.
  3. Бактерии могут жить в таких местах и при таких температурах, которых человеку не выдержать. Они существуют миллиарды лет, и нет причины, по которой они должны бы были прекратить свое существование. Морские черепахи, имеющие мозг с «горошину», появились на Земле гораздо раньше людей и пережили многие природные катастрофы, уничтожившие более «разумные» виды. Человечество, возникнув по меркам биологической эволюции сравнительно недавно, уже поставило свое существование под угрозу.

    Подумайте, можно ли на основе этих фактов сделать вывод о незначительной роли интеллекта в сохранении вида. Свой вывод обоснуйте.

  4. Попытайтесь объяснить следующий факт: является ли он показателем наличия сознания у животных?

    Американские антропологи в одном из зоопарков обучали орангутангов языку жестов. Орангутанг по имени Чаптек усвоил, к примеру, что за уборку своего помещения он получает монеты, которые может потратить на лакомства, в качестве денег сначала использовались пластмассовые фишки. Чаптек решил увеличить денежные запасы, разломав каждую фишку пополам. Затем деньгами стали жетоны. Чаптек стал находить кусочки фольги и пытался подделать «деньги».

  5. Вы читаете в газете: «После тайфуна пляж был покрыт толстым слоем гниющих водорослей. Тысячи двухстворок были выброшены на берег. Погибли сотни птиц. Пострадали восемь рыбаков, один из них в тяжелом состоянии доставлен в больницу».

    Жертвы человека несоизмеримы с теми, которые понесли птицы и обитатели моря, а о водорослях и говорить не приходится. Чем больше возможностей сохранить каждую индивидуальную жизнь биологического вида, тем выше его место на «лестнице прогресса».

    Выскажите ваше отношение к этой точке зрения.

О природе и человеке всерьез и не очень

«Природа — единственная ивдга, содержание которой одинаково значительно на всех ее страницах»:
- - - И. В. Гёте (1749—1832) — немецкий поэт, философ, ученый.

«Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы»:
- - - А. Эйнштейн (1879—1955) — немецкий физик-теоретик.

«Обезьяна не просто превратилась в человека — она выбилась в люди своим трудом».
- - - Д. Рудный (1926—1983) — украинский писатель.

 

Рейтинг@Mail.ru