Учебник для 8-9 классов

Обществознание

Выводы к главе I

  1. Человек — часть природы. В этом смысле он существо биологическое. Но он отличается от других живых существ тем, что он способен производить и использовать орудия труда, обладает развитым мышлением и членораздельной речью, способен к целенаправленной творческой деятельности. Способности человека проявляются и развиваются в процессе разнообразной деятельности. В деятельности происходит самореализация личности. К ней побуждает собственное стремление человека к своей жизненной цели, к свободному развитию.

    Человек — биосоциальное существо, особое звено в развитии живых организмов на Земле.

  2. Потребности человека — это его нужда в чем-либо. Физические (биологические), или первичные, потребности порождены природными качествами человека, однако они проявляются в очеловеченном виде. Социальные потребности возникают только в обществе. Социальные качества человека порождают также духовные потребности. Если потребности физические (материальные) имеют разумные границы, то удовлетворение духовных потребностей человека открывает простор для развития личности, возвышает человека, делает его жизнь интересной и осмысленной.
  3. Ученые-гуманисты не без оснований полагали, что человек — лучшее из того, что существует в мире. В самом деле, он разумен, он способен трудом менять окружающую действительность и самого себя. Он стремится к постижению смысла своего существования и заботится о других. Со времени появления подобного взгляда на человека прошло немало веков. Наука за это время далеко продвинулась в понимании особенностей человека как живого существа и разумного члена сообщества себе подобных. Но стала ли яснее великая тайна, заключенная в человеке?
  4. Чертами, присущими каждому человеческому индивиду, являются способности, темперамент, характер. Способности — индивидуально-психические особенности человека, они выражают его готовность к успешному овладению определенными видами деятельности.

    Характер кратко можно определить как «устойчивые свойства личности». Важная роль в воспитании характера принадлежит воле, которая противоположна простому упрямству как стремлению человека во что бы то ни стало поступать по-своему, даже вопреки разумным доводам, советам других людей, иногда — вопреки здравому смыслу.

  5. Одним из важнейших сущностных отличий человека от других живых существ является его способность совершать поступки, повинуясь представлениям общества о должном. Если в природе господствуют законы природы, если поведение животных, в том числе и весьма высокоразвитых, подчиняется прежде всего биологическим механизмам и закономерностям, то многие проявления человеческой активности немыслимы вне моральных правил.

    Разумное, мыслящее существо — человек — наделено еще и способностью соотносить свои поступки с принятыми в обществе образцами. «Золотое правило нравственности» помогает поступать в соответствии с принципом гуманизма, поскольку, применяя это правило к оценке нравов, поступков, поведения, человек исходит из признания другого человека равным себе, достойным человеческого отношения.

  6. Никакой разговор о человеке невозможен без учета взаимоотношений человека и общества через культуру. Культура представляет собой совокупность наилучших образцов результатов человеческой деятельности. Индивидуальная культура конкретной личности проявляется в ее стремлении реализовать себя в культурной деятельности. Человека характеризует культура творчества и культура потребления. Для подлинно человеческого существования человеку жизненно необходимо приобщение к культуре.
  7. Одной из важнейших особенностей человека как мыслящего существа является его способность познавать окружающий мир. Познавая его, человек опирается на свои ощущения, формирует целостное восприятие мира, стремится найти рациональное объяснение явлениям, фактам, их свойствам и признакам. Самым сложным и самым близким для человека объектом познания является он сам. Процесс самопознания помогает не только сформировать образ самого себя («образ Я»), получив представление о своей внешности, способностях, физической силе и социальной значимости. Самопознание включает и эмоциональный компонент — переживания, чувства самоуважения, самоунижения, себялюбия и т. д. Наконец, самопознание предполагает оценочно-волевой компонент — стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение, изменить свой статус.

Вопросы для итогового повторения

  1. Как вы понимаете, что такое гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности и поведения человека?
  2. В чем проявляется природное и общественное в человеке?
  3. Каковы основные отличия человека от других живых существ?
  4. Что представляет собой способность человека к творчеству?
  5. Какое значение в жизни человека имеют его потребности — материальные и духовные?
  6. Чем различаются подлинные и мнимые потребности человека?
  7. В чем проявляется необходимость познания своих возможностей?
  8. Что такое способности? Чем различаются способности ординарные и выдающиеся?
  9. Как связаны между собой развитие характера и самовоспитание?
  10. Что представляет собой человечность как каждодневное проявление гуманной морали?
  11. В чем суть «золотого правила нравственности»? Какое значение оно имеет во взаимодействии людей?
  12. Почему приобщение к мировой культуре — необходимое условие человеческого существования?
  13. Чем объясняется вечное стремление человека к поиску ответа на вопросы: кто я? Зачем я? Что будет после меня?

 

Рейтинг@Mail.ru