Учебник для 8-9 классов

Обществознание

§ 6. Человек познает мир

  • В чем богатство мира знаний?
  • Что движет человеком в стремлении к истине?
  • Существуют ли вечные истины?
  • Как познать самого себя?

Знание о мире и мир знаний. Человек — существо любознательное. Его поведение сначала определяется ориентировочным рефлексом: «Что такое?» Постепенно любознательность в нем не затухает, а, напротив, приобретает устойчивое стремление к познанию. Тем более что мир вокруг столь разнообразен, интересен и привлекателен. Маленький ребенок не устает повторять свои «почему?» и «зачем?». Его любознательность направлена на все, что попадается в поле его внимания. Постепенно эти вопросы становятся более редкими, но зато желание получить ответы — более насущным. Познавательные возможности человека весьма велики. Да и объект познания человека — весь мир.

Мы часто говорим «мир знаний», но часто ли действительно задумываемся, каков этот мир? А в нем есть разные уровни знаний. Часть сведений о мире человек получает через свои органы чувств посредством ощущений. Мир видим, полон звуков и запахов, он оказывает воздействие на органы осязания. Можно ли полагать, что наши органы чувств дают нам верную информацию? Вы сразу возразите, что, мол, не у всех зрение и слух совершенны, да и запахи люди различают по-разному. Со временем человек вообще утратил тонкость многих ощущений. Приходится с этим соглашаться. Тем не менее тот их объем, который мы получаем как непосредственную реакцию на раздражения, вызванные воздействием окружающей действительности на наши рецепторы,— важный канал информации. Мозг эту информацию воспринимает, перерабатывает, запоминает. Из множества непосредственных ощущений рождается восприятие — целостный образ мира или его части. У человека мир ощущений дополнительно окрашен с помощью языка. Стоит нам услышать слово «цветок», и перед мысленным взором одного человека встает благоухающая роза в капельках росы. Другому видится скромный полевой цветок или экзотическое дерево в цвету.

Образы, которые создают наши воспоминания, опираются на прежние ощущения и дополняются всей суммой информации, полученной нами с помощью различных органов чувств, порождают комплексное восприятие. Органы чувств помогают человеку познавать мир непосредственно, но они не дают многих важных сведений, без которых знания не являются полными.

Важную роль в познании мира играет язык, речь. С их помощью человек называет окружающие предметы, описывает их свойства и признаки. На основе этих описаний он определяет, что общего у этих предметов, и составляет обобщенные понятия, а также устанавливает, в чем их отличия. С помощью суждений и умозаключений человек формулирует вопросы, выводы, теории. И все это — ради познания истины.

Истина — стремление к ней движет человеком со времени его появления на Земле. Путь к истине часто бывает весьма трудным и даже опасным. Ради истины люди шли на испытания и даже смерть. Истиной принято называть знания, соответствующие окружающему миру наиболее полно и точно. Существуют истины общеизвестные: «Не суйся в воду, не зная броду». Чтобы убедиться в справедливости этого совета, не обязательно самому проверять его на практике, тем более если не умеешь плавать. Многие истины приходят к нам с народной мудростью, выработанной поколениями.

Существуют истины, которые проверяются непосредственной практикой ежедневно: «Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным». За подобными истинами стоит здравый смысл. Они также опираются на опыт и не требуют для своего доказательства сложных аргументов. Тут все очевидно. Но существуют истины и неочевидные, для постижения которых мало личного опыта или опыта своих близких. Чем сложнее явление, которое постигается, тем иногда сложнее за очевидным увидеть невероятное. В детской книжке про Незнайку и его друзей незадачливый герой рассуждает о том, что раз во время полета на воздушном шаре под ногами у путешественников оказались облака, то значит, что летят они вниз головой. На первый взгляд так оно и есть: облака внизу, значит, и голова внизу. На самом деле наука давно установила, что облака располагаются над поверхностью Земли на разной высоте, значит, меняя высоту полета, можно оказаться и над облаками, и в толще их, и под ними.

Наука, исследуя мир, прибегает к специальным средствам и методам: наблюдениям, опытам и экспериментам, моделированию, измерениям, расчетам, построению теории. Знакомясь с основами наук на разных уроках, вы тоже проходите этот путь познания. Разница между учеником и ученым только в том, что ученик постигает истины, пока незнакомые ему лично, а ученый открывает новое знание.

Особым образом познает человек общественную жизнь. Науки об обществе отличаются от наук о природе хотя бы тем, что невозможно повторить многие исторические события или социальные явления. Однако общественные науки выработали свои способы сбора и обработки информации. Они широко опираются на свои источники, обобщая и объясняя полученные данные. Когда-то отец истории Геродот назвал свой труд «История», что переводится как повествование, рассказ. Он поставил перед собой цель поведать людям обо всем, что узнал сам во время путешествий или о чем ему рассказывали другие люди. А уж дело читателя — отделить истину от вымысла. С тех пор история заметно изменила свой способ познания мира. Она уже не ограничивается ссылкой на упомянутые факты, она сравнивает версии одних и тех же событий, сопоставляет и перепроверяет данные с помощью вещественных и письменных источников. На помощь историку приходят точные науки, компьютеры, радиоактивные вещества и многое другое. Наука сегодня гораздо ближе к истине, чем во времена Геродота.

Значит ли это, что науке известно все, что она владеет универсальным знанием? Конечно, нет. Многие теории науки сменяются более совершенными и точными. Проникновение в глубь тайн природа — процесс бесконечный, как и сам этот мир. Обретая знания, человек движется дальше, дальше, дальше. Многие прежние представления заменяются новыми. Классический пример — открытие теории относительности Эйнштейном, доказавшим, что ньютоновская механика лишь частный случай, и действуют законы, открытые Ньютоном, лишь в земных условиях. Космические полеты практически дали возможность изучать невесомость, постигать новые закономерности, которые существуют в открытом космосе.

Наше представление о мире значительно обогащает искусство. Оно не только черпает в окружающем мире сюжеты, ситуации, проблемы, впечатления, но и создает различные художественные средства, раскрывая многогранные стороны жизненной действительности. Фантазии деятелей искусства не только служат средством самовыражения, они помогают человеку понять в мире что-то важное, почувствовать и узнать о самом себе и других то, что не дает ни наука, ни личный опыт, ни здравый смысл. Однако это происходит только в том случае, когда удается постичь глубину художественного образа, порой достаточно сложного.

Сколько «я» в каждом «я»? Надпись на Дельфийском храме гласит: «Познай самого себя». Человеку нужно знать: каков он? Кто он? Знает ли он себя?

Прежде всего уясним, что понятие «я» очень сложное. Каждый человек видит себя под разными углами зрения. Поэтому различают «реальное я» — то, каким представляет себя человек на самом деле в данный момент; «динамическое я» — каким человек хочет стать; «фантастическое я» — каким он видит себя в мечтах, каким бы хотел стать; «идеальное я» — каким человеку приятно было бы себя видеть; целый ряд воображаемых, «представляемых я» — каким человек выставляет себя намеренно, как бы прячась за маски, скрывающие какие-то черты «реального я».

Знание и осознание человеком самого себя, выделение себя из окружающего мира, осознание своей уникальности и неповторимости, своих физических, психических и моральных качеств называется самосознанием. В результате у человека формируется «образ Я» — неповторимая система представлений, образов и оценок, относящихся к самому себе.

«Образ Я» — это отношение к самому себе, которое возникает из многих компонентов. Во-первых, важное место в этом образе принадлежит внешности. Мало кто может сказать, что полностью собой доволен. Чаще мы ворчим, что хотелось бы иметь иной рост, цвет глаз или волос, хоть чуть-чуть быть похожим внешне на идеал. Увы... Внешность можно изменить, но нужно ли? С годами все меньше претензий к ней, все более привычным кажется собственный облик. Да и народная мудрость справедливо учит: «Не с лица воду пить...»

Еще один компонент — представление о своих внутренних качествах и свойствах: «умный», «честолюбивый», «романтичная» и т. д. Для человека важна оценка того, что он о себе знает, эмоциональное отношение к образу самого себя.

Как же обычно человек узнает сам о себе? Чаще всего он узнает о себе от других людей: сначала от взрослых, потом все чаще сравнивая себя с другими людьми. И он не только смотрится в «зеркало» — другого человека, констатируя те или иные человеческие свойства: доброту, ум, дисциплину, умение работать, хвастливость или тому подобное. Он как бы «примеряет» эти качества на себя, определяет, есть ли они у него или нет.

Зная свое «я реальное», человек зачастую стремится приблизиться к «я идеальному».

Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Самооценка испытывает на себе влияние множества внешних и внутренних обстоятельств. «Рядом с ним я чувствовал себя бездарным». «После успеха на экзамене я мгновенно вырос в своих глазах». Эти фразы подчеркивают, как быстро все меняется в наших представлениях о себе.

Самооценка тесно связана с целями, которые человек ставит перед собой: чем цель труднее, тем требовательнее он к себе.

Один человек ставит себе высокие цели и упорно стремится к их достижению. Другой живет по принципу «я — человек маленький», многого не предпринимает, лишь бы избежать неудач. Психологи обнаружили, что, чем менее выражен интерес к самому себе и самоуважение у человека, тем острее он реагирует на возможное расхождение между задуманной целью и полученным результатом. Иногда такое отношение к себе связано с нежеланием участвовать в напряженной деятельности, а также противопоставлением себя окружающим.

Познать себя весьма непросто. Здесь человека подстерегают неожиданные сложности. Какие они? Прежде всего часто люди склонны переоценивать свои возможности. В этом случае говорят о завышенной самооценке. Такие люди вызывают к себе скептическое отношение окружающих. «Он много о себе мнит»,— говорят о таком человеке. Если же человек оценивает себя излишне низко (заниженная самооценка), то здесь таится другая опасность: неуверенность в себе. Оказывается, для самооценки личности очень важно, что о тебе говорят за глаза.

Для того чтобы самооценка и отношение к человеку окружающих совпадали, нужно почаще анализировать свои поступки.

Так уж получается, что к самоанализу нас обычно побуждают какие-то особенные, критические события: трудности, конфликты, противоречия. Бывает, мы укоряем себя, что поступили так, а не иначе, не сказали и не сделали по-другому. Такой анализ полезен. Он будет еще более эффективным, если в похожих ситуациях мы найдем в себе силы повести себя так, как следовало бы, учесть свои прошлые ошибки.

    Основные понятия

  • Познание человеком мира и себя.

    Термины

  • Ощущение, восприятие, понятие, суждение, умозаключение, истина, самоанализ, самооценка, «образ Я».

Вопросы для самопроверки

  1. Какую роль в познании играют ощущения?
  2. Что такое восприятие, как оно связано с ощущениями?
  3. Чем истина отличается от правдоподобного знания?
  4. Чем познание природы отличается от познания общества?
  5. Охарактеризуйте особенности основных видов познания.
  6. Какую роль играет язык в процессе познания человеком мира?
  7. Из чего слагается «образ Я»?
  8. Как можно повысить самооценку? Какое значение она имеет в жизни человека?

Задания

  1. Далеко не все ученые признают, что мир познаваем. Тех, кто отрицает саму возможность знать истину, называют агностиками. Выскажите ваши представления об агностиках: в чем они правы, в чем с ними трудно согласиться.
  2. Приведите примеры, которые опровергают истины, очевидные с точки зрения здравого смысла.
  3. Составьте сравнительную таблицу «Познание природы, общества, самого себя», наметьте линии сравнения, сформулируйте выводы об особенностях познания этих трех объектов.
  4. Известный древнегреческий философ Фалес на вопрос: «Что трудно?» — отвечал: «Познать самого себя». Определите свое отношение к мнению мудреца древности. Приведите необходимые аргументы.

 

Рейтинг@Mail.ru