Учебник для 8-9 классов

Обществознание

§ 54. Нравственная культура

  • Наша выгода — это высшая ценность?
  • Способен ли человек творить себя?
  • Знать или уметь, быть или казаться?

Нравственная культура — это часть духовной культуры человека, причем главная часть. В этом ее особенность. Как и всякая культура, нравственная культура складывается из нескольких элементов. Каких — подумаем вместе.

Мораль и выгода. Немецкий философ Ф. Ницше (1844—1900) провозгласил: «Доверие к жизни утрачено, сама жизнь потеряла смысл». Если слово «жизнь» заменить здесь словом «мораль», то фраза эта замечательно отразит настроение определенной части общества сегодня.

Психологически это объяснимо. Иному человеку, вечно спешащему куда-то, вообразившему, что он покорил природу, когда на самом деле только потерял с ней связь, даже в голову не приходит остановиться и подумать о таких «пустяках», как мораль.

Этот человек, судящий о книгах великих писателей по плохим фильмам, а о картинах мастеров — по тусклым иллюстрациям в популярных журналах, разуверился в способности разума установить правильность норм и идеалов человеческого поведения. Он отрицает, отбрасывает «вечные истины», выстраданные человечеством, и говорит: «Все мои поступки должны определяться только одним — моей выгодой».

Проведем эксперимент. Поставим себя на место этого человека, на минуту примем его взгляды и попытаемся понять, что же нам придется в этом случае выбросить как ненужный хлам и к чему это нас приведет. Раз мы становимся на его точку зрения, прежде всего придется вновь вернуться к понятиям добра и зла. В разные времена их смысл понимали по-разному, однако есть поступки, человеческие качества, которые всегда оценивались одинаково. Например, предательство, подлость, клятвопреступление во все века считались занятиями малопочтенными. И наоборот — честь, совесть, милосердие признавались благом. Но мы подчас во все это не верим и предполагаем, что новая высшая ценность — наша выгода, наш эгоизм. В таком случае добро только то, что приносит выгоду, а следовательно, сюда можем записать и бесчеловечность, и предательство, и даже убийство (почему бы и нет, если это принесет нам звонкую монету и повышение по службе?). В окружающих нас людях мы больше не видим родных, любимых, друзей, они для нас средство подняться еще на ступеньку выше, мы шагаем по головам и процветаем.

Но вот тут-то и начинается неувязка. Если мы ставим себя вне морали, то те, «глупые», люди, которые продолжают ориентироваться на общечеловеческие ценности, в конце концов отойдут от нас, оставляя нас в обществе таких же, как мы, предельных себялюбцев. Ни истинной любви, ни дружбы у нас отныне не будет — только вечная погоня за богатством и удачей, пока... кто-то более ловкий не перегрызет горло нам. Потому что если мы взяли на себя право топтать других, то кто-то получает точно такое же право в отношении нас. А предавая, не стоит надеяться, что по отношению к нам будут поступать честно. Сиюминутная выгода от какого-либо аморального поступка может оборачиваться невыгодой в перспективе. Хотя было бы не совсем верным полагать, что в жизни злой поступок обязательно будет наказан.

Итак, решайте сами: являются ли гуманные отношения между людьми чьей-то случайной выдумкой или естественной необходимостью, на основе которой общество только и может нор-мально развиваться? Выбор здесь невелик: или гуманные, человеческие отношения, или атмосфера всеобщей вражды в постоянном ожидании удара из-за угла.

Эти-то «вечные ценности», которые так лихо отбросил наш герой, и составляют один из элементов нравственной культуры человека, ее теоретическое содержание.

Все изменяется, вечным остается вопрос, неизбежно встающий перед каждым человеком: добро или зло, мораль или неразборчивость в средствах достижения выгоды для себя?

Выбирать вам.

Человек — творец самого себя. «Выбирать? — спросите вы.— Но способен ли человек что-либо выбирать и творить себя? Ответствен ли он за то, что из него в конце концов получилось, ведь есть еще жизненные обстоятельства?»

Вопрос серьезный. Полной свободы, как вы уже знаете, в жизни человека быть не может: мы живем в обществе, и оно в чем-то ограничивает нас. И все же в создании себя человек наиболее свободен. Вашему стремлению прокатиться в Париж или познакомиться с любимой кинозвездой могут помешать реальные жизненные условия. Но ответьте, что или кто может помешать вам попытаться совершить добро, от которого вы не получите никакой выгоды, или мелкую подлость, за которую не последует никакого наказания?

Если вы задумаете стать министром, а станете дворником, в этом, возможно, будут виноваты обстоятельства. Но если вы решите прожить жизнь честным человеком, а превратитесь в подлеца — кого в этом винить? Можно, конечно, свалить все на жизненные обстоятельства. Мешают, мол, они быть хорошим. Это, однако, легче всего.

Почти каждый день человек оказывается перед выбором сделать что-либо так, как удобней или как должно. В этом выборе и заключается творение самого себя.

Ни один человек не рождается ни подлецом, ни героем. Но как гениальный скульптор высекает из бесформенной глыбы мрамора статую, так и каждый из нас своими повседневными, часто почти незаметными делами творит себя, а подвиги или преступления являются результатом этой работы.

Итак, мы вольны творить из себя все, что угодно, однако есть у этой свободы и оборотная сторона: ответственность за сделанное лежит целиком на нас.

Но главное даже не в этом. Важно оставить после себя добрую память. А для этого надо иметь душу, не запятнанную шкурными интересами и подлостями различного калибра. Таким образом, получается, что для нравственной культуры одних знаний о моральных ценностях мало. Нужно еще что-то...

Моральные знания и практическое поведение личности. Гарантирует ли знание законов, что человек непременно станет их исполнять? Общеизвестно, что нет. Как же тогда мораль? Ведь в отличие от закона за нарушение ее норм (правил) даже официального наказания не предусмотрено.

Давайте же поразмышляем, что может обеспечить выполнение норм морали.

Простейший на первый взгляд выход — взять и превратить их в законы. Просто, но глупо. Глупо по нескольким причинам.

Во-первых, можно ли подогнать под какие-нибудь законодательные нормы такие понятия, как «сострадание», «честь», «совесть»? А во-вторых, даже если бы это удалось, все ли исполняющие их люди становились бы моральными?

Был у нас долгое время и такой подход: большинство всегда право, всегда морально. А раз так, то оно быстро разберется с теми, кто мораль захочет нарушить. Но так ли это? Подумайте и сами ответьте на поставленный вопрос.

Было, наконец, и еще одно разрешение проблемы, правда ориентированное в будущее. Нарушения моральных норм, да и вообще преступления, говорили сторонники такой точки зрения, есть результат имущественного неравенства. Когда будет создан такой строй, при котором потребности всех людей будут удовлетворяться, исчезнут и причины преступлений. Но как же быть тогда со стремлением некоторых людей к власти любой ценой, с завистью к таланту другого (легенда о Моцарте и Сальери)? Ведь эти чувства не устранишь, обеспечив людей материально. И что заставило дочь американского газетного короля Патрицию Херст, у которой было решительно все, что бы она ни пожелала, собрать банду и грабить банки, убивая при этом людей? В то время как доктор Альберт Швейцер бросил налаженную жизнь и блестящую карьеру, чтобы уехать в Центральную Африку и организовать там лепрозорий для лечения прокаженных. Две судьбы, два выбора.

Очевидно, нет никаких законодательных, общественных и других гарантий соблюдения морали. Гарантии — в каждом конкретном человеке, в его умении поступать морально. Это еще один элемент нравственной культуры.

Критический анализ собственных помыслов и поступков. Римский император Нерон, считая себя великим драматическим актером, чуть ли не ежедневно устраивал театральные представления. А так как на самом деле актер он был никудышный, то придворные шли на них, проклиная про себя свою злую судьбу и императора, которому приходят в голову такие бредовые идеи.

Здесь перед нами встают сразу две проблемы:

  1. Проблема оценки и самооценки. «Человек... есть лишь то, что сам из себя делает»,— считал французский философ Ж.-П. Сартр (1905—1980). Человек таков, каким он проявляется в своих поступках. И что бы он сам о себе ни думал, мир будет его оценивать именно по ним (чтобы ни у кого из нас не возникло комплексов «непризнанного гения»). Не взять ли это же правило и для самооценки?
  2. Проблема «быть или казаться». Хотите ли вы действительно чем-то быть в этом мире или только казаться? Второе легче. Легче, например, казаться честным, чем быть им. Но в то же время, избрав такой путь, вы рискуете оказаться в положении Нерона с той лишь разницей, что если недовольство им люди скрывали, так как он был императором, то недовольство вами будет выражаться открыто, в конкретных действиях и неприязни. Но, кроме того, может быть, это и есть самое главное: для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем не являешься на самом деле. Ведь суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе. Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, неподлинности, лицемерия, даже если об этом наверняка никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше людского суда окружающих.

Отношение к нам окружающих, таким образом, зависит целиком от наших поступков, и, чем лучше мы уясним это себе, тем легче нам будет избежать непоправимых ошибок.

Процесс морального совершенствования отличается от остальных тем, что он бесконечен. Можно довольно быстро достичь своего потолка в спорте, науке, искусстве — это определяется мерой отпущенных тебе возможностей. Но совершенствование моральное зависит целиком от тебя, определяется только тем количеством добра, которое ты несешь в мир. Как добро, так и зло, отданное тобой людям, к тебе же и вернется. Или, как говорит Библия: «Воздастся каждому по делам его».

Подведем итог. Мы говорили о нравственной культуре. Она складывается из нескольких элементов: из наших знаний о моральных ценностях, из умения критически оценивать свои помыслы и поступки. И конечно же, из наших практических действий, умения поступать морально, т. е. быть порядочным человеком, господином самому себе.

    Основные понятия

  • Культура, культура внутренняя и внешняя, духовная культура.

    Термины

  • Нравственная культура.

Вопросы для самопроверки

  1. Почему то, что бывает выгодно, не всегда можно назвать добром?
  2. Как вы думаете, гуманные отношения между людьми — чья-то случайная выдумка или естественная необходимость? Объясните.
  3. Волен ли человек творить из себя все, что захочет? Объяс-ните.
  4. Какова роль практического поведения человека в развитии его нравственной культуры?
  5. Почему легче казаться, чем быть? Почему лучше быть, чем казаться?

Задания

  1. Объясните, как вы понимаете слова Христа о том, что не хлебом единым жив человек.
  2. Римский император и философ Марк Аврелий сказал: «Какие уж выпали обстоятельства, к тем и прилаживайтесь, и какие пришли люди, тех любите». Дайте вашу оценку этому утверждению.
  3. Раскройте смысл слов современного французского философа Ж.-П. Сартра: «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю».
  4. «Рисуя, он создал себя таким, каков он есть...» — сказал Ж.-П. Сартр о художнике Пабло Пикассо. Выскажите ваше мнение, что хотел выразить этим философ.
  5. «Мораль начинается там, где кончаются разговоры» (А. Швейцер). Объясните, как вы понимаете это утверждение.
  6. Слову «карьеризм» придают отрицательный оттенок. Может ли стремление к карьере сочетаться с моралью? Если да, то при каких условиях?

 

Рейтинг@Mail.ru