Учебник для 8-9 классов

Обществознание

§ 52. Роль морали в жизни человека и общества

  • Почему у морали нет своих чиновников?
  • На что опираются духовные убеждения?

Философы утверждают, что у морали, как минимум, три задачи: оценивать, регулировать и воспитывать.

Мораль ставит оценки. Все наши личные поступки, а также всю общественную жизнь (экономику, политику, культуру) мораль оценивает с точки зрения гуманизма, определяет, хорошо это или плохо, добро или зло. Это первая задача морали. Если наши поступки полезны людям, способствуют улучшению их жизни, их свободному развитию — это хорошо, это добро. Не способствуют, мешают — зло. Если мы хотим дать моральную оценку чему-либо (своим действиям, поступкам других людей, каким-либо событиям и т. д.), мы, как вы знаете, делаем это с помощью понятий добра и зла. Или же с помощью других близких, производных от них понятий: справедливость — несправедливость; честь — бесчестье; благородство, порядочность — низость, непорядочность, подлость и т. д. При этом, оценивая какое-либо явление, действие, поступок, мы выражаем свою моральную оценку по-разному: хвалим, соглашаемся или порицаем, критикуем, одобряем или не одобряем и т. д.

Оценка, конечно, влияет на нашу практическую деятельность, иначе она была бы нам просто не нужна. Когда мы что-либо оцениваем как добро, то тем самым мы хотим сказать, что к этому надо стремиться, а если считаем плохим, злым — этого надо избегать.

Следовательно, моральная оценка помогает нам в поиске истинных ценностей.

И вот вопрос: подумайте, почему умение давать правильную моральную оценку помогает нам, как утверждают философы, что-то менять к лучшему в самих себе — в наших делах, отношениях с людьми, в своем характере, а также в окружающем нас мире?

Мораль регулирует деятельность людей. Еще одна задача морали — регулировать нашу жизнь, отношения людей друг к другу, направлять деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра.

У морального регулирования есть свои особенности, оно отличается от других форм регулирования, например государственного. Любое государство тоже регулирует жизнь общества, деятельность своих граждан. Делает оно это с помощью разных учреждений, организаций (парламента, министерств, судов и т. д.), нормативных документов (законов, указов, приказов), официальных лиц (чиновников, полиции и т. д.).

Ничего подобного у морали нет: смешно иметь чиновников от морали, бессмысленно спрашивать, кто издал приказ быть гуманным, справедливым, добрым, мужественным и т.д. Моральные требования, как вы знаете, являются результатом творчества многих великих мыслителей, целых поколений людей. Мораль не пользуется услугами ведомств и чиновников. Она регулирует движение нашей жизни двумя путями: через мнение окружающих людей (общественное мнение)у а главное — через внутренние убеждения личности, через совесть.

Человек очень чуток к мнению окружающих. Никто не свободен от мнения общества, коллектива. Человеку небезразлично, что думают о нем другие. Следовательно, общественное мнение может оказывать влияние на человека, регулировать его поведение. Причем такое регулирование основано не на силе приказа, закона, а на моральном авторитете, моральном воздействии.

Но у вас не должно складываться убеждение, будто общественное мнение, как мнение большинства, всегда бывает более правильным, чем мнение отдельной личности. Это не так. Нередко бывает, что общественное мнение играет реакционную роль, охраняет устаревшие, изжившие себя нравы, традиции, привычки. В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов показал, что мнение скалозубов, фамусовых, молчалиных, княгини Марьи Алексеевны может быть силой темной, мрачной, направленной против всего живого и умного, а прав может быть один человек, в то время как окружающие находятся во власти предрассудков, невежества, корысти. «Злые языки страшнее пистолета» — в этих словах великого писателя выражено его ощущение беспощадной мощи такого общественного мнения и вместе с тем его убийственной тупости, ограниченности.

Человек не раб обстоятельств. Общественное мнение, конечно, большая сила морального регулирования. Однако может ошибаться и большинство. Человек не должен слепо и бездумно подчиняться чужому мнению, давлению обстоятельств. Ведь он не бездушный винтик в государственной машине и не раб общественных обстоятельств. Человек — существо свободное, активное, творческое, он не только приспосабливается к миру, в котором живет, он и сам этот мир приспосабливает к себе, изменяет обстоятельства, творит и себя, и новую общественную среду.

Человек, живя в обществе, должен, конечно, прислушиваться к общественному мнению, но он также должен уметь правильно его оценивать. И если оно реакционно, аморально, антигуманно — протестовать, бороться против него, идти наперекор ему, защищая истину, справедливость, гуманизм.

Духовные убеждения личности. Где же берет силы человек, когда выступает против устаревшего общественного мнения?

Он берет их, как хорошо говорили раньше, в душе своей. Человек опирается на свои внутренние духовные убеждения. А духовные убеждения морального человека ориентируются на вечные моральные ценности и идеалы.

Духовные убеждения составляют содержание того, что мы называем совестью. Человек находится под постоянным контролем окружающих и под самоконтролем своих внутренних убеждений, совести. Совесть всегда с человеком. У каждого человека бывают в жизни удачи и неудачи, периоды подъема и упадка. От неудач можно освободиться, от запятнанной совести никогда.

Человек постоянно критикует, переделывает себя — так велит ему совесть. Он находит в себе силу и смелость выступить против зла — так велит совесть. Чтобы жить по совести, необходимо огромное личное мужество, а иногда и самопожертвование.

Воспитательная роль морали. Вы скоро заканчиваете основную школу. Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое воспитание? Если определить очень кратко, то воспитание — это специальное воздействие на человека с целью развития его способностей, формирования определенных знаний и умений, а также человеческих качеств. Хорошо сказал о воспитании один известный ученый: это единство управляемого и самодостигаемого.

Воспитание — процесс всегда двусторонний: с одной стороны, оно осуществляется через влияние на человека других людей (родителей, учителей, окружающих, общественного мнения), а с другой — через воздействие человека на самого себя, т. е. через самовоспитание. Воспитание, образование человека продолжается фактически всю жизнь: он постоянно пополняет, совершенствует знания, умения, свой внутренний мир, потому что постоянно обновляется сама жизнь.

Все, что было сказано о воспитании, в полной мере относится и к нравственному воспитанию: оно также является определенным воздействием на человека и осуществляется двумя путями (включая самовоспитание), оно также продолжается всю жизнь. Но у морали есть и свое особое положение в воспитательном процессе. Дело в том, что мораль присутствует везде: она входит составной частью во все виды человеческой деятельности, а значит, и в воспитание — умственное, физическое, эстетическое — и является для воспитания самым высоким ориентиром: выдвигает перед ним моральные идеалы.

Из особого положения морали в воспитательном процессе вытекает и ее особая задача в обществе: придавать воспитанию (всем его направлениям) правильную ориентацию, способствовать гармоничному сочетанию личных и общественных интересов, т. е. умению человека заботиться о других так же, как о себе. Забота человека о себе с точки зрения морали вполне нормальное явление. Есть даже такое изречение древних: кто не может постоять за себя, никогда не сможет постоять за других. Но когда человек, заботясь о себе, делает это за счет попрания прав, интересов других людей, это уже зло, аморальность.

Мораль учит нас видеть ценность в каждом человеке и делать каждое дело так, чтобы от этого не было плохо другим людям. Иначе говоря, воспитательная задача морали состоит в том, чтобы воспитывать человека, умеющего действовать гуманно.

    Основные понятия

  • Личность, мораль.

    Термины

  • Общественное мнение, духовные убеждения личности, совесть.

Вопросы для самопроверки

  1. Каков смысл фразы «мораль ставит оценки»? Что это зна-чит, как мораль это делает?
  2. Охарактеризуйте мораль как регулятор деятельности людей. В чем состоят особенности морального регулирования человеческой деятельности?
  3. Как соотносятся друг с другом общественное мнение и личное мнение человека?
  4. Как вы докажете, что человек не раб обстоятельств?

Задания

  1. У каждой эпохи есть люди, вставшие на защиту справед-у ливости, истины, гуманности, прав человека. Не исключение и наше время. Вы, конечно, знаете таких людей. Назовите их имена.
  2. В рассуждениях о воспитании и нравственном развитии мы отметили, что это процессы двусторонние. Объясните, как вы это понимаете.
  3. Однажды по телевизору рассказали историю печальную, но не редкую. Приемные родители долго скрывали от сына, что он не родной. Семья была хорошая, но когда парень подрос, сердобольная соседка рассказала ему все. «Он имеет право знать правду!» — заявила она. Парень был потрясен, расстроен и так обижен, что ушел из дому. Родители были в отчаянии, мать слегла...

    У этой истории есть продолжение, но мы прервемся — все тут ясно.

    Предлагаем вам дать моральную оценку действиям всех участников этой семейной драмы — родителей, парня, соседки.

    Из чего вы будете исходить в своих оценках, на что опираться, какими критериями воспользуетесь? Объясните.

  4. Наш великий музыкант Мстислав Ростропович еще при советской власти (в 70-е гг.) был лишен гражданства. Когда позже власть предложила ему вернуть гражданство, он отказался. Так и живет.

    Боевой генерал Лев Рохлин, героически проявивший себя в военных действиях, был представлен к званию Героя России. Но от звания отказался, выразив этим несогласие с политикой правительства.

    Великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии А. И. Солженицын был представлен к высшей награде России — ордену Андрея Первозванного. Но получить награду из рук властей отказался примерно по тем же мотивам, что и Л. Рохлин.

    Сделайте из приведенных фактов выводы о личных качествах этих людей.

 

Рейтинг@Mail.ru