Учебник для 8-9 классов

Обществознание

§ 47. Право на образование

  • Можно ли получить в школе знания, которых будет достаточно на всю жизнь?
  • Следует ли продолжать образование после окончания школы?
  • Какой вариант дальнейшей учебы избрать?
  • Является ли учеба в школе единственным путем приобщения к культуре?

Задумывались ли вы когда-либо над смыслом слова «образование»? Ведь частое повторение того или иного слова, термина нередко приводит к тому, что мы перестаем вникать в его содержание. Напомним: образование — это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям мировой цивилизации. Каждое новое поколение овладевает знаниями, опытом, накопленным предыдущими поколениями, вносит свой собственный вклад в непрерывно пополняемую сокровищницу культуры. Вдумайтесь еще в одно понятие — «образовать», что означает создать, развить, воспитать.

Образование — сочетание интересов личности и общества. В процессе образования человек не только овладевает знаниями, умениями, началами творческой деятельности, он тем самым созидает себя, делает из себя гражданина. Это нужно прежде всего ему самому, поскольку именно на основе приобретенных знаний и умений, осознания истинных ценностей возможна реализация им своих гражданских прав, свобод и обязанностей.

В этом заинтересовано и общество, поскольку именно путем образования (и воспитания как его неотъемлемой части) у человека формируются мораль, нравственные качества, профессиональные умения, позволяющие обеспечивать материальную и духовную жизнь общества. Образованность и интеллект являются национальным богатством; разностороннее развитие человека, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса страны.

Следовательно, в процессе образования мы видим органическое единство интересов личности (человека) и общества. На это единство указывали выдающиеся мыслители прошлого.

Так, Ж.-А. Кондорсе (1743—1794) — французский философ, политический деятель, почетный член Петербургской академии наук в докладе об организации народного образования в 1793 г. говорил: «Открыть всему человечеству способы удовлетворить свои потребности, обеспечить свое благосостояние, познать и использовать свои права, познать и выполнить свои обязанности, дать возможность каждому лично совершенствоваться впоследствии в своей профессии, быть способным к выполнению общественных обязанностей, к которым он имеет право быть призванным, развернуть во всю ширь полученные человеком от природы таланты и таким образом осуществить фактическое равенство среди граждан и сделать реальным политическое равенство, провозглашенное законом,— такова ближайшая цель образования, и с этой точки зрения оно является для общественной власти долгом справедливости».

Что означает право на образование? Это право является одним из основных конституционных прав, закрепленных как в документах международного характера, так и в законодательствах отдельных государств, в которых гарантируется общедоступность образования.

Во многих государствах сфера образования признается приоритетной. Это означает, что решение задач, связанных с развитием образования, выдвигается на первый план среди проблем, стоящих перед страной.

Обычно в законах об образовании, принимаемых в том или ином государстве, отмечается, что образование осуществляется в соответствии с международным правом и законодательством данной страны.

Приоритетность образования определяется прежде всего самой сущностью образования, его направленностью на воспитание самостоятельного, критически мыслящего гражданина, стремящегося к совершенствованию общества, в котором он живет. В одном из документов ООН подчеркивается, что учащемуся «должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».

Приоритетность образования во многом определяется и тем поворотом к интересам личности, который характерен для современного этапа развития. Применительно к школе это находит свое выражение, в частности, в гуманизации образования.

Гуманизация — это поворот образования к потребностям, интересам и склонностям личности, она предполагает знание и осознание человеком основополагающего наследия отечественной и мировой культуры, формирование молодого поколения в соответствии с общественными потребностями, прежде всего в целях развития духовной и материальной культуры.

В законе «Об образовании» так формулируется один из принципов государственной политики в области образования: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Образование достигается различными путями. Его начальный этап проходит в семье, его осуществляют мать, отец и другие члены семьи. Именно они дают первые знания о добре и зле, об обязанностях и правах, обучают началам грамоты, помогают детям сделать первые шаги в приобщении к ценностям жизни и культуры. Родители или заменяющие их лица ответственны за движение ребенка по пути образования, за подготовку его к школе, за успех обучения в ней. Осознание ответственности за будущее ребенка — один из признаков гражданской зрелости.

Важнейшим этапом образования является школа, где дается начальное, основное и полное общее образование.

В последние годы на смену единообразному образованию предшествующих десятилетий пришли общеобразовательные заведения различных типов. Теперь появились гимназии, лицеи, колледжи, частные учебные заведения. И это один из признаков гуманизации современного образования. Каждое учебное заведение может, при соблюдении определенного уровня образования, вести занятия по собственным программам и учебникам, вводить по своему усмотрению новые предметы, в том числе факультативные, отвечающие запросам учащихся. С 2001 г. в некоторых школах проводится эксперимент, суть которого — профилированное обучение в старших классах (гуманитарное, физико-математическое и т. п.). Занятия в таких классах полнее учитывают интересы, индивидуальные склонности учащихся, развивают их способности к определенному виду деятельности.

Обычный путь человека, приобретающего основное общее образование,— это учеба в школе. Но жизнь — сложное явление. Не все, кто должен в соответствии с законом овладеть общим образованием в школе, могут ее регулярно посещать из-за болезни, сложившейся жизненной ситуации и других причин. Поэтому возможно заочное приобретение образования, основанное на самостоятельной работе над учебными предметами.

Можно сдавать экстерном экзамены за курс средней общеобразовательной школы.

Заметим, кстати, что изменения в мире, в стране, в науке и технике столь стремительны, что человек практически всю жизнь занимается самообразованием, чтобы не отстать, чтобы соответствовать требованиям, которые предъявляют его гражданские обязанности, социальное положение, производственная деятельность.

Согласно российскому закону об образовании, обязательным является как овладение основным общим образованием, так и отчет учащегося об успешности своего обучения: чаще всего это экзамены, которыми и завершается основное общее образование. Тем, кто успешно их сдал, выдается соответствующий документ.

Обычно после окончания основной школы (девятилетней) возникает вопрос: что дальше?

В выборе вами дальнейшего жизненного пути есть варианты.

Можно продолжить свое пребывание в школе, с тем чтобы получить среднее (полное) общее образование. Несомненно, оно расширит ваш кругозор, повысит культурный уровень. Но оно не дает специальности, профессиональной подготовки.

Сейчас в стране трудное время. Переход к рыночной системе экономики ведет к росту интенсивности труда каждого человека, требует «выкладываться» на работе гораздо больше, чем несколько лет назад. В жизнь нашего общества в нынешний переходный период входят безработица, существование на скудное пособие. Наряду с другими группами населения безработица угрожает и выпускникам школы, тем, кто только еще собирается начать свой жизненный путь. Возникают вопросы: стоило ли учиться? Надо ли приобретать специальность? Анализ процессов, протекающих на биржах труда, показал, что потребности общества в профессионально подготовленных кадрах неоднозначны: наряду с избытком специалистов (даже имеющих высшее образование) по ряду специальностей не хватает слесарей, сборщиков, строителей, станочников, водителей автомобилей, операторов и аппаратчиков, электриков. Есть вакантные места для бухгалтера, врача, учителя, юриста, медсестры. Современная Россия стремится постепенно приблизиться к странам, которые сегодня оказались впереди по уровню производительности труда, общественному богатству, сохранности окружающей человека природной среды, степени зрелости гражданского общества. В этом движении нельзя обойтись без профессионально подготовленных специалистов, причем высокой квалификации. Российская образовательная система включает в себя преемственные этапы получения знаний. Это образовательные программы, состоящие из двух частей: общеобразовательной и профессиональной.

Общеобразовательные программы включают дошкольное, начальное, общее основное образование, среднее (полное) общее образование. Задача этих этапов образования — формирование общей культуры личности, ее подготовка к жизни в обществе, к сознательному выбору профессии.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку квалифицированных специалистов. Это программы начального, среднего, высшего профессионального образования, а также послевузовского профессионального образования.

Профессиональная подготовка сегодня — это путь в будущее, когда необходимость в избранной специальности станет еще более настоятельной, чем сегодня. Поэтому система общего (основного или полного) образования дополняется системой профессиональной подготовки. Так, после окончания основной школы вы можете поступить в училище, где ведется подготовка квалифицированных работников по разным специальностям; можете получить среднее профессиональное образование, соответствующее техникумам в прежней системе образования.

Гражданам России гарантируется общедоступность и бесплатность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обественным организациям (объединениям), возраста, состояния эдоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. В целях реализации права на образование тех граждан, которые нуждаются в социальной помощи, государство материально помогает инвалидам, предоставляет учащимся, проявившим выдающиеся способности, специальные государственные стипендии.

Возможность выбора каждым различных путей образования, во многом отличающихся содержанием, имеет как бы две стороны: отвечает потребностям юношества в духовном, творческом поиске, направленном на осуществление своих жизненных устремлений, и в то же время повышает ответственность каждого за полноту и глубину собственных знаний, за правильность профессионального выбора, за подготовку к выполнению своих социальных функций и гражданских обязанностей.

И еще одно: государство должно увеличивать ежегодно выделяемые средства на нужды образования. Пока же финансовое и техническое обеспечение наших школ существенно отстает от школ развитых стран, где большую заботу об образовании проявляют не только государственные органы, но и крупные компании — спонсоры учебных заведений. Общество в развитых странах давно хорошо понимает общегосударственное значение образования. Поэтому значительная часть бюджета, как отдельных семей, так и государства, отводится на образовательные цели. Тем, кто сомневается в целесообразности значительных затрат на образование, президент Гарвардского университета Дерек Бок ответил так: «Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почем невежество». Вспомним здесь и французского философа Гельвеция (1715—1771): «Всякий изучающий историю народных бедствий может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество».

Право на доступ к культурным ценностям. Это право тесно связано с правом гражданина на образование. Что такое культура? В чем состоят ее достижения? Мировой опыт свидетельствует, что это прежде всего сохранение, развитие и защита национальных и общечеловеческих ценностей, памятников истории, интеллектуального и художественного наследия, это свобода творчества, которая не только не преследуется, но и охраняется законом. Российские законы устанавливают: каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры. В то же время каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы.

Овладение богатствами многовековой культуры — процесс длительный и трудный. Легче воспринять внешние, но также необходимые, ее проявления — этикет (установленный порядок поведения), посещение театров и т. п. Гораздо сложнее осознать глубину замысла живописца или композитора, непреходящую актуальность классических произведений литературы, драматургии. Сохранение памятников прошлого — это продолжение исторической памяти народов, без которой невозможно подлинное нравственное развитие. Кстати, продуманное возвращение исконных названий городам, селениям, улицам, паркам, театрам, музеям, библиотекам, заводам, фабрикам и т. д. — это тоже сохранение исторической памяти народа.

Права граждан на образование, на пользование достижениями культуры гарантированы государством и признаны обществом. Но в их реализации главная роль принадлежит все же самому человеку. Если у человека нет внутренней потребности в образованности, в пользовании достижениями культуры, цивилизации, ему не помогут ни наличие у него права на образование, ни гарантии со стороны государства. Эти потребности должны быть сформированы. А это можно сделать на основе глубокого взаимодействия умного и умелого семейного воспитания с самых первых ступеней становления человека и воздействия на него всего того, что его окружает в школе, всей совокупности явлений, которые и образуют его социальное окружение. И конечно, на основе саморазвития, самообразования, духовных творческих поисков личности, когда представитель молодого поколения начинает задумываться о ценностях жизни и культуры, стремится найти или создать их. Ведь не случайно именно в пору юности многие пишут стихи, раскрывают в себе иные творческие дарования.

Постоянное развитие науки, изменение общественных условий требуют постоянного пополнения и усовершенствования знаний. Основным средством овладения новыми знаниями, особенно после окончания учебного заведения, является самообразование, т. е. образование, приобретенное самостоятельной работой. Наиболее распространенная форма самообразования — изучение литературы, слушание лекций.

    Основные понятия

  • Образование, культурные ценности, самообразование.

    Термины

  • Общее и профессиональное образование, гуманизация образования.

Вопросы для самопроверки

  1. Можно ли сегодня прожить в нашем обществе, не имея образования? Если нельзя, то какое образование сегодня необходимо? Чему и как нужно учиться?
  2. Кого мы называем культурным человеком и как им стать?
  3. Делает ли образование человека нравственным? Может ли человек, которого и он сам, и окружающие считают высокообразованным, быть безнравственным?
  4. Правомерно ли существование в России платных учебных заведений в наши дни?
  5. В чем вы видите разницу между основным и полным общим средним образованием? Необходимо ли полное среднее образование всем?
  6. Что дает образованность человеку для выполнения им его гражданских обязанностей?

Задания

  1. Как бы вы отнеслись к следующему высказыванию древнеримского оратора Марка Фабия Квинтилиана (ок. 35— ок. 96): «...Мы несправедливо жалуемся, будто бы природа весьма немногим людям дала способность к науке и будто бы большинство по своему тупоумию напрасно тратит труд и время. Напротив, мы найдем немалое число людей восприимчивых и способных к учению. Это заключается в природе человека: как от природы дано птицам летать, коням бегать, диким зверям быть свирепыми, так нам достались в особенный удел разум и понятливость»? При рассмотрении этого высказывания используйте свой опыт, опыт ваших друзей.
  2. Прочтите текст из Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

    «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».

    Сравните этот текст с известными вам положениями из закона России «Об образовании» и выскажите свое мнение: отвечают ли они нормам международного права?

  3. Ученые утверждают: образование — это не только одно из основных прав человека, это конкретное, доказанное преимущество для общества в целом. Сформулируйте систему доказательств того, что образование играет крупную роль в общественном развитии.
  4. В России с 1992/93 гг. до 1998/99 гг. число вузов возросло с 535 до 914, а численность студентов — с 2838 тыс. до 3508 тыс. Выскажите ваше мнение, в чем состоят причины указанного роста.

 

Рейтинг@Mail.ru