Учебник для 8-9 классов

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

Выводы к главе VI

  1. С античных времен звание «гражданин» считалось почетным и означало возможность иметь определенные права и свободы и вместе с тем серьезные обязанности перед обществом и государством. Современное понимание прав человека и гражданина стало складываться в эпоху буржуазных революций XVII—XIX вв., когда принимались знаменитые правовые документы, в том числе французская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г., открывшие эпоху прав человека и оказавшие влияние на все последующее развитие права. В наше время звание гражданина считается столь же почетным и не сводится лишь к юридическому значению этого слова (как лица, обладающего правом гражданства). И в наше время оно имеет особый моральный смысл, означающий активную нравственную, патриотическую позицию личности по отношению к своему Отечеству, народу, национальным ценностям.
  1. В наше время правовые открытия прошлого получили достойное развитие. В середине XX в. был создан обширный пакет правовых документов, среди которых основным считается Международная хартия прав человека. Наряду с другими документами Хартия включает и Всеобщую декларацию прав человека, которую называют идеалом современного права. И не случайно: именно этот выдающийся правовой документ в 1948 г. впервые в истории международных отношений определил и провозгласил круг естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека. Подписавшие этот документ страны, в том числе и Россия, взяли на себя обязательства «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».
  2. Права человека в обстановке вооруженных конфликтов закрепляет международное гуманитарное право. Цель международного гуманитарного права состоит в защите жизни и достоинства человека в условиях войны. Оно не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной. Международное гуманитарное право — это совокупность норм, призванных оградить от воздействия грубой силы раненых, военнопленных, мирное население, ограничивающих использование наиболее жестоких средств и методов ведения войны. Это продолжение гуманитарных традиций, воплотившихся в Международной хартии прав человека.
  3. Жизнедеятельность гражданина условно подразделяется на частную и публичную жизнь.

    Частная жизнь (духовный мир человека; межличностное общение; личное семейное потребление; домашнее хозяйство и организация досуга; имущественные отношения) реализуется в гражданском обществе на основе гражданских прав. Они закрепляются в нормах гражданского, семейного, международного частного отраслей права и образуют в комплексе частное право, которое выражает частные интересы.

    Публичная жизнь (участие гражданина в государственно-общественных делах) регулируется публичным правом, ядром которого являются политические права. Публичное право включает конституционное, административное, уголовное, международное публичное право и обеспечивает общий публичный интерес. Некоторые отрасли, например трудовое право, находятся на стыке между правом частным и публичным.

  4. Современная жизнь общества и отдельной личности немыслима без труда. Это основное проявление активности человека, в процессе которой возникают трудовые отношения, регулируемые правовыми и нравственными нормами. Трудолюбие — важнейшее моральное качество личности. Отношения работника с работодателем регулируются трудовым правом. Закон закрепляет исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к труду. На основе закона между работником и работодателем заключается трудовой договор, в котором определяются их взаимные права и обязанности. Условием нормальной работы является дисциплина труда, соблюдение которой является обязанностью гражданина.
  5. Среди отношений между людьми в гражданском обществе особое место занимают имущественные отношения. Это отношения по поводу собственности. В основе таких отношений лежит право собственности, т. е. совокупность трудовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих состояние принадлежности материальных благ конкретным людям. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

    На основе своего имущества собственник может заниматься предпринимательством, т. е. осуществляемой по собственной инициативе самостоятельной деятельностью, направленной на получение прибыли. Гражданин осуществляет ее на свой риск и под свою имущественную ответственность. В такой деятельности заинтересованы сам предприниматель и все люди, на удовлетворение потребностей которых в товарах и услугах она направлена.

  6. Духовный мир личности и межличностное общение как важнейшие аспекты частной жизни предполагают право на духовную свободу, прежде всего свободу убеждений, а также право на тайну межличностных коммуникаций, т. е. межличностного общения. Эти права не только ограждают человека от постороннего вмешательства, но и предоставляют возможность «быть наедине с собой», со своими близкими и друзьями, духовно развиваться и самосовершенствоваться, утверждать и развивать в себе чувство собственного достоинства на основе искреннего признания и уважения достоинств других людей.
  7. Свобода совести занимает большое место в формировании убеждений, духовном мире личности в целом. Суть ее в том, что за человеком признается право самостоятельно решать, быть ли ему приверженцем атеистических убеждений или религиозных; какой именно религии следовать; выполнять ли религиозные обряды или не выполнять; требуется ли ему для безусловного соблюдения моральных норм божественный авторитет или не требуется.

    Ведущей гарантией обеспечения права на свободу совести является конституционно закрепленный принцип равенства граждан независимо от их отношения к религии. Последовательное проведение в жизнь этого принципа предполагает отделение церкви от государства и государственной школы от церкви, возможность религиозного обучения в негосударственных учебных заведениях, частным образом на дому или при религиозном объединении.

  8. Одна из важнейших и благородных потребностей человека — потребность в семье. Семейные отношения регулируются не только нормами морали, но и нормами семейного права, основным источником которого является Семейный кодекс РФ. В нем отражены положения Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, международных документов в области прав человека, в том числе и прав ребенка. Семейным кодексом закрепляются порядок и условия заключения и расторжения брака, личные права и обязанности супругов, права и обязанности родителей и детей, формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Он направлен на укрепление семьи, построение в ней таких взаимоотношений, которые бы обеспечивали благополучие и счастье каждого из ее членов, и в первую очередь детей.
  9. Хорошая, дружная семья предполагает умелое ведение домашнего хозяйства. Оно начинается с решения жизненно важной проблемы личного (семейного) потребления. В процессе удовлетворения своих потребностей человек вступает в определенные взаимоотношения с продавцом (изготовителем, исполнителем). Многие из них регулируются законом «О защите прав потребителей»: право на необходимую и достоверную информацию о товаре, право на надлежащее качество товара, право на его безопасность и др. Грамотное в правовом отношении поведение потребителя на рынке позволяет избежать многих неприятностей, которые могут принести материальный и моральный ущерб. Для успешного ведения домашнего хозяйства необходимо также научиться рационально использовать свои доходы и честно пополнять их, справедливо распределять хозяйственные обязанности в семье.
  10. Социальные права человека включают в себя право на жилище, медицинское обслуживание, социальное обеспечение. Конституция РФ провозгласила Российское государство социальным, т. е. осуществляющим активную социальную политику. Она направлена на государственную поддержку семьи, материнства, детства, выплату государственных пенсий пожилым и инвалидам, создание службы занятости, охрану труда и здоровья людей, установление минимального уровня зарплаты. Возможности реализации социальных прав в решающей степени зависят от состояния экономики.
  11. Политические права и свободы позволяют гражданину участвовать в управлении делами государства, влиять на политику правительства. Все слои общества заинтересованы в том, чтобы государственная политика учитывала их интересы. Вообще, равное и прямое избирательное право, право на равный доступ к государственной службе, свобода собраний и объединений — все эти правовые нормы призваны обеспечить демократический порядок в обществе. Вместе с тем их использование гражданином не должно ущемлять права и свободы других людей. Чем более широкие права и свободы получает человек, тем выше его ответственность за соблюдение прав и свобод других людей.
  12. Право на образование — одно из приоритетных прав человека, так как оно позволяет каждому найти свое место в обществе, соответствующее его способностям, профессии, квалификации, наиболее полно реализовать себя в жизни. Приоритетность образования во многом определяется поворотом к интересам личности, который характерен для современного этапа развития.

    Образование — это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к мировой культуре. Человек овладевает знаниями, умениями, началами творческой деятельности, формируется как гражданин. В этом заинтересован и он сам, и общество. В реализации права на образование главная роль принадлежит человеку. Стремление получить знания, овладеть способами деятельности, развить свои умственные способности, волевые усилия, направленные к достижению этих целей, позволят успешно осуществлять учебу и заниматься самообразованием всю жизнь.

Вопросы для итогового повторения

  1. Что означает слово «гражданин»?
  2. Каково значение Всеобщей декларации прав человека?
  3. В чем состоит значение международного гуманитарного права?
  4. Какие отношения складываются в частной жизни гражданина, а какие — в публичной?
  5. Кратко охарактеризуйте основные отрасли частного права.
  6. Охарактеризуйте основные отрасли публичного права.
  7. Какие отрасли права имеют черты и частного и публичного права?
  8. На примере любой отрасли права раскройте роль права в жизни общества.
  9. Каково соотношение конституционных принципов и норм, установленных обычными законами? Приведите примеры.
  10. Каковы основные права и обязанности гражданина?
  11. Почему изучение права является необходимой частью образования?
  12. На нескольких примерах покажите связь свободы и ответственности гражданина.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru