Учебник для 8-9 классов

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 43. Семейное право

  • Почему в брак можно вступать лишь с 18 лет?
  • Каковы порядок и условия заключения и прекращения брака?
  • Что такое брачный договор?
  • Каковы ваши права в семье?
  • Как и почему осуществляется правовая защита ребенка?

Приходит время, и у молодых людей — юношей и девушек — возникает потребность любить и быть любимыми, иметь семью, растить и воспитывать детей. Без удовлетворения этой потребности люди, как правило, не чувствуют себя счастливыми.

Ведь человек — все равно, мужчина или женщина, как говорится в одной старинной притче,— это только половина ка-кого-то более совершенного существа. Вторая половина затеряна в мире, и они всю жизнь тянутся друг к другу и стремятся соединиться. Конечно, высказанная мысль не научное суждение, а художественный образ. Но в нем заключено рациональное зерно.

Что такое семейное право? В нашей стране семья, материнство, детство находятся под защитой государства. Государство проявляет заботу о семье путем принятия разнообразных государственных мер по ее социальной поддержке, по обеспечению прав и интересов членов семьи. (Приведите примеры.) Особое место при этом отводится правовым нормам, особенно закону.

Совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей, образуют одну из отраслей частного права — семейное право.

Его основным источником является Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ), введенный в действие в 1996 г. В нормах Семейного кодекса получили отражение многие положения международных документов в области прав человека, в частности Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.).

Согласно статье 1 СК РФ, основными целями семейного законодательства являются: укрепление семьи и построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. Нормы семейного права призваны также обеспечить беспрепятственное осуществление членами семьи своих прав и их защиту, не допускать произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи.

Цели правового регулирования определяют и его основные принципы: добровольность брачного союза; равенство прав супругов в семье; разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию; приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Эти принципы отражают и юридически закрепляют правовые и моральные взгляды общества на брак и семью. Исходя из них, оценивается поведение человека как члена семьи.

Рассмотрим подробнее основные вопросы семейного права.

Условия вступления в брак и препятствия к заключению брака. Брак заключается путем регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Законным супругам выдается свидетельство о браке.

Официальная регистрация союза между мужчиной и женщиной порождает супружеские права и обязанности. Это сделано как в интересах самих супругов и их детей, так и в интересах общества.

Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижение брачного возраста.

Брачный возраст — это установленный законом возраст, с достижением которого разрешается вступление в брак. Семейный кодекс устанавливает единый брачный возраст для мужчин и женщин — восемнадцать лет. Он совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия (ст. 21 Гражданского кодекса РФ).

Отметим, что ранние браки, как правило, отрицательно сказываются на учебе, здоровье супругов и их детей. Кроме того, не достигшие совершеннолетия еще не в состоянии в полной мере оценить свои чувства и поступки, не имеют устойчивой материальной базы и общественного положения. Тем не менее согласно СК РФ при наличии уважительных причин (например, беременность, рождение ребенка и пр.) органы местного самоуправления могут разрешить вступление в брак лицам шестнадцати лет. Вопрос о дальнейшем снижении брачного возраста может быть решен только на основании закона соответствующего субъекта Российской Федерации. Так, в принятых законах Мурманской, Новгородской, Камчатской областей допускается возможность заключения брака в пятнадцать и даже в четырнадцать лет при наличии особых обстоятельств, т. е. в исключительных случаях.

Что касается максимального возраста для вступающих в брак, а также наличия любой разницы в возрасте жениха и невесты, то эти факты не являются препятствием для регистрации брака. Ведь «любви все возрасты покорны».

Однако существуют обстоятельства, создающие правовой барьер к заключению брачного союза. Так, безусловным препятствием к вступлению в брак является состояние хотя бы одного из будущих супругов в другом, нерасторгнутом браке (объясните почему). Не допускается регистрация брака между близкими родственниками по прямой линии (отец, дочь, внучка) и между родными братьями и сестрами, поскольку от кровосмесительных браков чаще всего рождаются больные дети. Невозможно и вступление в брак лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, ибо имеется опасность передачи заболевания по наследству. Исходя из морально-этических соображений, запрещаются также браки между усыновителем и усыновленным (до тех пор, пока существует усыновление), так как усыновленный полностью приравнивается законом к родным детям усыновителя. Таким образом, нормы Семейного кодекса стоят на страже интересов вступающих в брак, общественных интересов и имеют медико-биологическую и социальную основы.

Права и обязанности супругов. С получением свидетельства о браке супруги, как уже отмечалось, приобретают определенные права и обязанности — личные (неимущественные) и имущественные.

Личные права и обязанности супругов. Согласно Семейному кодексу, супруги имеют право на свободный выбор рода занятий, профессии, места пребывания и жительства. Эти права тесно связаны с группой гражданских естественных и неотчуждаемых прав человека, закрепленной в Конституции РФ. Они не Moгут быть отменены или изменены в связи с вступлением гражданина в брак. Однако юридическая свобода супругов небезгранична. И муж, и жена обязаны строить взаимоотношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи. Например, многие жены (особенно жены военных) при переводе мужа на работу в другую местность оставляют любимую работу, друзей, налаженный быт и следуют за супругом (часто в неизвестность), чтобы помочь устроиться, быть рядом, морально поддержать в трудную минуту. Муж, уважающий жену, обычно не только не сопротивляется ее желанию, скажем, закончить учебу и работать по специальности, но, напротив, оказывает ей в этом всяческое содействие. (Приведите другие примеры.)

Семейный кодекс исходит из полного равенства супругов в семье и устанавливает право на совместное решение вопросов семейной жизни: материнства, отцовства, воспитания, образование детей и пр. В нормальных семьях супруги обычно достигают согласия путем взаимных договоренностей и уступок (например, при выборе образовательного учреждения для ребенка, при распределении семейных обязанностей и пр.). Право решения вопросов семейной жизни по обоюдному согласию предполагает обязанность каждого из супругов содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Одним из основных личных прав является право выбора супругами фамилии при вступлении в брак. Каждый самостоятельно определяет, сохранит ли он свою добрачную фамилию или примет фамилию другого (мужа или жены) в качестве общей фамилии. Как правило, супруги принимают общую фамилию, что подчеркивает общность интересов в семье. Они могут именоваться двойной фамилией, присоединив фамилию жены к фамилии мужа, за исключением случаев, когда фамилия одного из супругов уже является двойной. Супруги самостоятельно решают вопрос о фамилии и в случае расторжения брака.

Имущественные права и обязанности (имущественные правоотношения) супругов возникают по поводу нажитого в браке имущества, т. е. супружеской собственности.

Имущество супругов подразделяется на общее (нажитое во время брака) и личное, т. е. раздельное (приобретенное до брака; полученное одним из супругов во время брака в дар, по наследству, за выдающиеся заслуги и пр.; вещи индивидуального пользования: одежда, обувь и т. д., за исключением драгоценностей и других предметов роскоши). Личное имущество является частной собственностью каждого и при разделе собственности между супругами не учитывается.

К общему имуществу относятся: а) общие доходы, т. е. доходы каждого из супругов (заработная плата, доходы от предпринимательской деятельности, гонорары за создание произведений науки, искусства и пр., пенсии, пособия и иные денежные выплаты); б) вещи (движимые и недвижимые), приобретенные за счет общих доходов супругов; в) ценные бумаги (акции, облигации и др.), паи, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или иные коммерческие организации; г) любое иное имущество, нажитое супругами в браке.

Общее имущество признается законом совместной собственностью супругов и именуется законным режимом их имущества. В соответствии с ним и муж, и жена имеют право собственности на все имущество, а не на какую-либо его долю. При этом каждый из супругов пользуется равными правами на имущество независимо от того, каков был его заработок (доход), в чем заключалось участие в приобретении того или иного имущества, работал ли он или был занят, скажем, ведением домашнего хозяйства.

Супруги как равноправные собственники могут по обоюдному согласию сообща либо в отдельности осуществлять сделки по распоряжению имуществом (продавать, дарить и пр.). При заключении сделок одним из супругов относительно движимого имущества (продажа стиральной машины и пр.) необходимо устное согласие второго супруга, а недвижимого (продажа гаража и т. п.) — независимо от того, на чье имя оно оформлено,— нотариально заверенное письменное согласие. В тех случаях, когда сделки осуществляются вопреки установленным правилам, они могут быть признаны судом недействительными.

С прекращением брака общее имущество делится поровну, кроме вещей, приобретенных для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей (одежда, обувь, спортивные принадлежности и пр.). Суд может отступить от принципа равенства долей, если этого требуют: во-первых, интересы несовершеннолетних детей (например, суд может оставить большую часть квартиры супругу, с которым остались дети); во-вторых — заслуживающие внимания интересы одного из супругов. Так, суд вправе уменьшить долю супруга, который расходовал общее имущество на приобретение наркотиков, спиртных напитков и пр.

Законный режим имущества супруги могут изменить путем заключения добровольного соглашения — брачного договора. На основании этого документа, заверенного нотариусом, возникает договорный режим супружеской собственности.

При заключении брачного договора супругам предоставляются широкие права. Они могут использовать в качестве основы законный режим, дополнив его теми или иными положениями. Например, в договоре можно предусмотреть, что все сделки свыше определенной суммы будут совершаться каждым из супругов с письменного согласия другого. Муж и жена вправе установить для себя, что имущество, приобретенное одним из супругов, будет принадлежать этому супругу, либо обозначить, что, скажем, квартира будет их совместной собственностью, а доходы и иное имущество — собственностью раздельной. В брачный договор вносятся также положения, связанные с правами и обязанностями супругов по взаимному содержанию и пр. Вместе с тем брачный договор имеет определенные ограничения. Он не может, в частности, содержать условий, противоречащих принципам семейного законодательства, ограничивать личные права супругов, ставить одного из них в крайне неблагоприятное положение (например, предусмотреть отказ одного из супругов от имущества, нажитого в браке, и тем самым лишить средств к существованию).

Таким образом, брачный договор (как соглашение лиц, вступающих в брак, или супругов) позволяет супружеской паре выработать наиболее благоприятный для себя режим имущества. Он призван решать большинство вопросов по соглашению сторон, не прибегая к судебному разбирательству. (Как вы думаете, в каких случаях следует заключить брачный договор, а в каких он не имеет особого смысла?)

Права и обязанности родителей и детей. С рождением ребенка у родителей возникают по отношению к нему различные права. Отличительные особенности родительских прав в том, что, во-первых, они одновременно являются и обязанностями родителей. Во-вторых, оба родителя в равной мере обладают правами и несут обязанности в отношении своих детей. В-третьих, при осуществлении родительских прав и обязанностей должны сочетаться интересы родителей и детей. И наконец, в-четвертых, правами родители наделяются не бессрочно, а лишь на тот период, когда должны осуществляться воспитание и необходимая забота о ребенке, т. е. до достижения ребенком 18 лет — совершеннолетия.

Согласно СК РФ, родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они свободны в выборе средств и методов воспитания. Однако пределы родительских прав ограничены целью воспитания: заботой о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей. Закон особо подчеркивает, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. (Семейное право под интересами детей понимает обеспечение надлежащих условий их воспитания.) Чрезмерная опека детей или попытка родителей любой ценой через сына (дочь) реализовать мечты своей молодости (скажем, стать балериной, пианисткой или известным спортсменом) лишают ребенка самостоятельности, вызывают неуверенность в себе, в результате чего может вырасти безвольный, не приспособленный к жизни человек, ощущающий себя неудачником. Однако наибольший вред нравственному и физическому здоровью ребенка причиняют завышенные требования родителей к своим малолетним детям. Например, если мать или отец чем-то расстроены, они требуют от трехлетнего малыша, чтобы тот утешал их, излучая заботу, морально поддерживал. В такой перемене ролей кроется основная причина пугающего весь мир жестокого обращения с детьми. Между тем в законе подчеркивается, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования, т. е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы. Они вправе, как уже отмечалось, с учетом мнения детей выбирать, где, в какой форме дети будут получать образование: в государственной или частной школе, в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

На родителей возлагается также защита прав и интересов детей. Мама и папа — законные представители своего ребенка в отношениях с третьими лицами (воспитателем детского сада, учителем, тренером спортивной школы и пр.). И если, скажем, тренер несправедлив к их ребенку, грубо обращается с ним или допускает иные действия, нарушающие интересы сына (дочери), то родители вправе и обязаны защитить свое чадо. Подчеркнем, что они несут полную материальную ответственность за вред (например, разбитое стекло, выжженная кнопка лифта и пр.), причиненный их детьми в возрасте до 15 лет.

Родители вправе определять имя, отчество, фамилию, а также местожительство своих детей. Согласно закону, они имеют право требовать через суд возврата детей от любого лица, удерживающего их у себя. Но всегда ли суд удовлетворяет это требование? Приведем пример: трехлетняя девочка после расторжения брака родителей жила с мамой и бабушкой, отец фактически никакого участия в ее воспитании не принимал. Через семь лет мама умерла, и тут появился отец, который потребовал передачи ему ребенка. При рассмотрении дела выяснилось, что девочка почти не знает отца, но очень привязана к бабушке и уезжать от нее не хочет. При таких обстоятельствах суд отказал отцу в иске, так как, во-первых, передача ребенка из привычных ему условий, да еще после смерти матери, может тяжело на нем отразиться; во-вторых, было принято во внимание желание самого ребенка, достигшего 10-летнего возраста.

Следовательно, закон охраняет родительские права, если они не противоречат интересам ребенка. При использовании родительских прав во вред ребенку его могут временно отобрать у родителей (т. е. ограничить родительские права) либо вовсе лишить их родительских прав. Вовлечение родителями детей в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих средств, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством рассматривается законом как уголовно наказуемое деяние. Наряду с родительскими правами и обязанностями существуют также права и обязанности детей. Ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет. Ему от рождения принадлежит право на имя и гражданство. И, как всякий человек, он нуждается в любви и понимании, а как гражданин обладает всеми правами ребенка.

Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье (родной или приемной), знать своих родителей, получать от них (а при их отсутствии от ответственных лиц) заботу и надлежащее воспитание. В настоящее время учеными доказано, что дети до трех — пяти лет особенно предрасположены к воздействию семьи, и в первую очередь матери. Любящая мать с первого дня жизни ребенка удовлетворяет его потребности, ограждает от невзгод и опасностей, вселяет ощущение защищенности и доверия к миру. Привязанность малыша к матери перерастает в любовь к ней, а затем в любовь к отцу. Именно любовь родителей к ребенку дает мощный толчок для развития его личности.

Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, другими близкими родственниками: бабушками, дедушками, братьями, сестрами и пр. Расторжение брака родителей не влияет на право ребенка. Согласно СК РФ, родитель, проживающий раздельно, вправе и обязан участвовать в воспитании ребенка и может с ним общаться. Соответственно другой родитель (при котором остался ребенок) не вправе этому препятствовать. Согласно закону, также противоправен отказ родителей или одного из них видеться с ребенком кому-либо из родственников.

Ребенок в семье — личность. Ему принадлежит право выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы. Он вправе также быть заслушанным (непосредственно, через законных представителей или соответствующий орган) в ходе любого судебного или административного разбирательства, в котором рассматриваются вопросы его жизни и воспитания. В определенных законом случаях мнению ребенка, достигшего 10-летнего возраста, как мы выяснили, придается правовое значение.

Ребенок имеет право на защиту. Выше уже отмечалось, что защиту прав ребенка осуществляют родители — самые близкие ему люди. Но, к сожалению, бывает и так, что ребенку требуется защита от самих родителей (или других лиц, ответственных за его воспитание). В этих случаях несовершеннолетние вправе обращаться в органы опеки и попечительства, а с 14-летнего возраста — в суд.

Ребенок имеет не только личные, но и имущественные права, в частности право на содержание. Согласно закону, с родителей (или одного из родителей), не выполняющих добровольно своих обязанностей по содержанию детей, взыскиваются алименты (от лат. alimentum — содержание, иждивение). Ребенку принадлежит также право на заработанные им средства (доходы). Этими средствами (стипендия, заработная плата) он может распоряжаться самостоятельно. Ребенок вправе быть собственником любого имущества, которое он получил в дар либо по наследству или приобрел на собственные средства. Однако закон, предоставляя право несовершеннолетнему быть собственником, не разрешает ему самостоятельно распоряжаться этим имуществом до достижения 18-летнего возраста (объясните почему).

Подчеркнем, что дети и родители не имеют права собственности на имущество друг друга. Однако если они проживают совместно, то могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию, строя свои отношения на доверии, сообразуя их со сложившимся в каждой семье укладом.

Дети обязаны заботиться о своих родителях, оказывать им помощь и поддержку. До совершеннолетия эта обязанность имеет моральный характер, а по достижении ими 18 лет приобретает юридическую силу.

Итак, мы рассмотрели правоотношение супругов, родителей и детей в семье. Пройдет немного времени, и каждый из вас станет по закону «свободным от родительской опеки», а значит, и, полностью ответственным за свою судьбу, свои дела и поступки, воспитание своих будущих детей. Готовы ли вы к такой свободе?

    Основные понятия

  • Семейное право, права ребенка.

    Термины

  • Термин: Брачный договор.

Вопросы для самопроверки

  1. Нужна ли человеку семья? Аргументируйте свой ответ.
  2. В чем сущность, цели и принципы семейного права?
  3. Каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению?
  4. В чем суть личных и имущественных правоотношений супругов? Что такое брачный договор?
  5. Что понимается под родительскими правами?
  6. Какими правами и обязанностями обладает ребенок?
  7. Почему семья является приоритетной формой воспитания детей?

Задания

  1. Друг и любимый человек шестнадцатилетней Татьяны, у которой недавно погибли родители, уезжает после окончания института в длительную заграничную командировку и предлагает ей вступить с ним в законный брак. Таня была бы счастлива стать женой Володи, но уверена, что их не распишут, ибо она не достигла еще совершеннолетия. Права ли Таня? Аргументируйте свой ответ.
  2. Укажите, что из перечисленного относится к личным неимущественным правам супругов; обоснуйте свой выбор:
    1. сохранение добрачной фамилии;
    2. совместное решение вопросов семьи;
    3. расторжение брака;
    4. распоряжение вещами индивидуального пользования.
  3. Жена продала своей знакомой картину, которая являлась совместной собственностью супругов. Муж потребовал возврата картины и, получив отказ, обратился с иском в суд о признании сделки недействительной. В процессе судебного разбирательства он доказал, что знакомая, которая часто бывала в их доме, знала о его возражении против продажи картины, т. е. действовала недобросовестно.

    Подумайте, какое решение примет суд. Аргументируйте ответ. Каковы юридические последствия этого решения?

  4. В ходе судебного разбирательства по разделу имущества семьи Крюковых гражданка Крюкова попросила не включать в общую собственность фарфоровую статуэтку XIX в., полученную ею в наследство от деда; пианино, приобретенное во время брака на средства, заработанные ею в загранкомандировке, и золотой перстень, который носила только она и являющийся, следовательно, ее личным имуществом, не подлежащим разделу. Объясните, как поступит суд. Аргументируйте ответ.
  5. Пятнадцатилетняя Ольга как-то заявила своим родителям: «Вы обязаны обеспечить мне достойную жизнь. Я должна, как Светлана (ее лучшая подруга), заниматься с репетиторами, ходить на дорогостоящие курсы английского языка, ездить отдыхать за границу...»

    Родители попытались объяснить дочери, что у них нет таких средств, как у отца Светланы, директора одного из крупнейших российских банков. В ответ Ольга процитировала статью 27 Конвенции о правах ребенка, где говорится о признании права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Решение этой задачи Конвенция возлагает прежде всего на родителей. «Почему же вы ее не решаете?» — обиженно спросила она и вышла из комнаты.

    Выскажите ваше мнение, права ли Ольга. Ответ поясните. Если бы вы были родителями Ольги, что возразили бы дочери? Как поступили бы в этой ситуации? Почему?

  6. Отец рассказал своему приятелю, как он однажды накричал на свою пятнадцатилетнюю дочь и прочитал ей нотацию насчет полного отсутствия всякого чувства ответственности из-за того, что она пришла домой на час позже предварительно оговоренного по телефону времени. «Но моя дочь оказалась умницей,— сообщил с гордостью отец.— Она...» Предположите, как повела себя дочь при взрыве отцовского негодования. А как бы вы поступили, будучи на ее месте и на месте ее отца? Является ли, с вашей точки зрения, любовь отца и дочери безусловной? Аргументируйте свой ответ.
  7. Один из принципов Декларации прав ребенка гласит: «Он должен воспитываться в духе взаимопомощи, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей».

    Назовите пути реализации этого принципа в семейном воспитании. Обоснуйте свой ответ.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru