Учебник для 8-9 классов

Обществознание

§ 34. Основы конституционного строя России

  • Государство для человека или человек для государства?
  • Из многих основных есть только одна «высшая ценность». Какая? Почему?
  • Можно ли считать Россию союзным государством?
  • Может ли какая-либо идеология, партия, религия претендовать на роль государственной?

Название урока отражает название первой главы Конституции РФ. В этом параграфе мы рассмотрим лишь ряд элементов конституционного строя (еще раз напомним: изучать Конституцию удобнее с ее текстом в руках). Работа по ее изучению будет продолжена на последующих уроках.

Конституционный строй. Слово «строй» вам знакомо хорошо (первобытный строй, феодальный строй и т. д.) — оно означает определенное устройство общества. Конституционный строй определяет сущность государства (форму правления, форму государственно-территориального устройства, политический режим), правовое положение личности, основы политической жизни общества, принципы экономических отношений, пользования землей и недрами, взаимоотношений государства и религии. Таким образом, Конституция фактически регулирует важнейшие стороны нашей жизни. Слово «основа» употребляется, когда речь идет об опорной части чего-либо, фундаменте, на базе которого выстраивают все остальное (например, фундамент дома), или когда имеют в виду некие исходные положения, главные принципы какой-либо теории, науки, документа, отношений между кем-либо и т. д. (основы нравственности, основы алгебры, основы экономических знаний, духовные основы жизни общества и т. д). Конституционный строй РФ тоже имеет свой фундамент — основные принципы, которые служат началом всей системы общественных отношений, установленных в нашей стране Конституцией. Вдумайтесь, пожалуйста, о чем идет речь — о принципах, главнее и важнее которых в нашей общественной жизни нет ничего!

Что же это за принципы? В науке обычно выделяют десять принципов, составляющих основу нашего конституционного строя. Мы не будем их сейчас называть. Чтобы их понять, поразмышляем о содержании первой главы Конституции РФ.

Но вначале — одно важное замечание. Необходимо помнить: не все закрепленное в статьях Конституции стало уже реальностью. Точнее было бы сказать, что многое в этих статьях — наша цель. Безусловно, движение к цели, т. е. реформирование общества на основе идей Конституции, уже началось. Однако безусловно и другое: всем нам, всему обществу предстоит еще серьезно и много потрудиться, прежде чем желаемое станет действительным. Вместе с тем умеющий видеть — да увидит: в России начались глубочайшие, небывалые преобразования, в нашей жизни уже немало ростков нового. Что это за ростки — думайте сами, решайте сами...

Основы государства. Знакомство с содержанием первой главы убеждает: конституционный строй России воспринял основные ценности современной демократии. Поговорим о некоторых из них.

Россия провозглашена демократическим правовым государством (ст. 1).

Наша Конституция закрепляет права и свободы человека и гражданина (ст. 2). Об этих высших ценностях демократического правового государства разговор впереди. А сейчас отметим, что права и свободы людей наш конституционный строй провозглашает на уровне мировых стандартов, их подробному изложению посвящена вторая глава Конституции.

Демократическое государство обеспечивает суверенитет народа, оно утверждает народ (а не монарха) в качестве единственного источника власти. Читаем ст. 3 и убеждаемся, что этот фундаментальный признак заложен в нашей Конституции одним из первых. И далее в той же статье (ч. 2 и 3) указано, что народ осуществляет власть непосредственно — путем выборов и референдумов, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Может возникнуть вопрос: как именно народ осуществляет свою власть, например, в управлении государственной собственностью? Конституция не дает прямого ответа. Однако для этого существуют специальные законы — закон о собственности, жилищный кодекс и др., которые основываются на Конституции.

Государственная власть в условиях демократического правового государства осуществляется на основе разделения властей. Статьи 10 и 11 закрепляют этот принцип нашего конституционного строя. (Вспомните, в чем смысл разделения властей. Какие еще признаки правового государства вы знаете? Почему без разделения властей невозможно реализовать другие признаки правового государства?)

Наш конституционный строй основывается на принципах идеологического и политического многообразия (плюрализма), многопартийности (ст. 13). Никакая идеология у нас не может быть установлена в качестве государственной или общеобязательной. И никто не может подвергаться преследованию за свои убеждения, как это было у нас в недавнем прошлом.

Политическое многообразие и многопартийность, как вы и сами наблюдаете, уже стали неотъемлемой частью нашей общественной жизни. При этом все общественные объединения равны перед законом. Запрещается лишь создание таких объединений, которые могут нанести вред государству и личности (см. подробнее ст. 13, п. 5).

Россия провозглашена федеративным государством с республиканской формой правления (ст. 1, 5).

Наша федерация включает 89 республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, которые называются субъектами Федерации.

Для России федеративное устройство — единственное из возможных. Ведь ее территория столь обширна (17 млн кв. км, около тысячи городов, несколько тысяч поселков), а число населяющих ее этносов (от греч. ethnos — народ) столь велико (около 140), что эффективное управление страной из единого центра невозможно. В таких условиях важно, чтобы были максимально четко определены принципы федерального устройства (принципы федерализма).

Наша Конституция устанавливает прежде всего равноправие всех субъектов Российской Федерации. Даже само введение понятия «субъект Российской Федерации» (ранее не известное в нашем законодательстве) специально подчеркивает, что все они равноправны, в том числе и во взаимоотношениях с центром — федеральными органами государственной власти (ст. 5, ч. 1, 4).

Другой основополагающий принцип — это государственная целостность: Россия не союз государств, а единое, целостное государство (ст. 5, ч. 3). Наша федерация сложилась исторически в результате сплочения внутри России не только русского, но и нерусских этносов, а вместе они и есть единая многонациональная Россия.

Как же обеспечивается государственная целостность России?

Во-первых, в России единая система власти на всей ее территории. Конечно, при четком разграничении предметов ведения (т. е. вопросов ведения политической, общественной, хозяйственно-культурной жизни) между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Во-вторых, единство обеспечивается верховенством федеральных законов, единым государственным языком (русским), единой денежной единицей, единым экономическим пространством.

И третий основополагающий принцип нашего федерализма — право народов на самоопределение, т. е. на самостоятельное решение вопроса о своей судьбе (о своей культуре, языке, религии, устройстве управления и т. д.), что особенно важно в многонациональной стране. Самоопределение в наши дни нельзя понимать как право на выход народа из состава государства. Если еще в начале и середине XX в., когда шел распад колониальных империй, борьба за выход из империи носила прогрессивный характер, то теперь, в условиях демократического правового государства, деятельность сепаратистов (реакционных националистов, фанатичных сторонников выхода из состава страны вопреки реальным интересам народа) обычно ведет к разжиганию межнациональной вражды, страшным и бессмысленным жертвам, разрушению целостности государства. Современное демократическое понимание принципа самоопределения, напротив, ведет к объединению народов в единое многонациональное государство, в котором каждому народу предоставлено право на сохранение и развитие своих национальных ценностей. Именно из такого понимания исходит наша Конституция.

В связи со сказанным выше уместно особо подчеркнуть: Конституция закрепила положения о том, что в России гарантируется единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, признаются и защищаются различные формы собственности — частная, государственная, муниципальная и др. (ст. 8).

Наше государство берет на себя определенные обязанности в экономической сфере. И главная из них — обеспечить единство законов, регулирующих экономические отношения, а также защиту экономических прав на всей территории России. Провозглашение свободы экономической деятельности многие специалисты считают самым крупным результатом начавшихся в стране демократических реформ. Последний раз такая норма была только в Своде законов Российской империи. Впервые также провозглашены признание и защита различных форм собственности. И это также завоевание нашей демократии.

Россия провозглашена социальным и светским государством (ст. 7 и 14).

Само понятие «социальное государство» впервые употребляется в российском законодательстве лишь в Конституции 1993 г. (да и в мировые конституционные документы оно стало входить лишь в середине XX в.). Суть его в том, что государство, объявившее себя социальным, берет на себя обязанность проводить такую социальную политику, которая способна обеспечить людям достойную жизнь и свободное развитие каждого. Стремясь к такой социальной политике, наше государство употребило этот термин в Конституции страны (ст. 7, ч. 2).

Вместе с тем следует понимать: социальная политика, социальные услуги государства — это не опека государства над гражданами, не государственное попечительство, подменяющее личную свободу и экономическую активность граждан. Напротив, государство ставит целью создать такие условия, чтобы каждый человек мог проявить собственные усилия по достижению благополучия для себя и своей семьи.

Понятие светское государство отражает отношения государства и религий. Светским принято считать такое государство, в котором не существует какой-либо государственной или обязательной религии. Наиболее прогрессивной формой взаимоотношения светского государства с церковью является отделение церкви от государства. Именно эти положения закреплены в статье 14 нашей Конституции. Религиозные объединения у нас не могут вмешиваться в дела государства (не участвуют в выборах органов власти, в деятельности политических партий и т. д.). Вместе с тем религиозные объединения могут участвовать в социально-культурной жизни общества. Государство же обязано охранять законную деятельность религиозных объединений.

Основы статуса человека и гражданина. Статья 2 Конституции объявляет человека, а также его права и свободы высшей ценностью и указывает, что признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина — обязанность государства.

Хотим обратить ваше внимание на проводимое в Конституции разграничение на права и свободы человека и права и свободы гражданина. В чем тут смысл?

Дело в том, что Конституция 1993 г. впервые в российском законодательстве отказалась от старого, недемократического (тоталитарного) представления о человеке как «винтике» государственной машины, получающем свои права в качестве «дара» из рук государства и его руководителей (царей, вождей и т. д.). Наша Конституция восстанавливает общечеловеческие ценности — естественные права человека. Признание таких прав исключает односторонний взгляд на человека, когда в человеке видят только подданного государства. Все мы действительно связаны с государством, и эту особую, правовую связь называют гражданством (см. ст. 6). Права и обязанности гражданина записаны в Конституции.

Но жизнь человека не ограничивается лишь статусом гражданина. Сфера жизнедеятельности людей гораздо шире: у каждого из нас есть своя личная жизнь, в которой мы руководствуемся именно своими индивидуальными интересами (мы, например, сами выбираем, где и как жить, учиться, любить, дружить, жениться, каких взглядов придерживаться, во что верить или не верить, что читать, где работать, как тратить свои деньги, как отдыхать, одеваться, куда ездить и т. д.). Свои жизненные интересы человек реализует в гражданском обществе и опирается при этом на естественные права человека, принадлежащие ему от рождения. Задача государства здесь состоит в том, чтобы защищать человека от любого незаконного вмешательства в его частную жизнь (в том числе и от вмешательства государственных чиновников).

Основные принципы. Подводя итог, напомним, что в науке обычно выделяют десять принципов, составляющих основу нашего конституционного строя. Теперь мы назовем их: это — человек и гражданин, его права и свободы как высшая ценность; это — народовластие и республиканская форма правления, отвечающая требованиям демократии и правового государства; это — федеративное устройство, основанное на государственной целостности страны; это — социальная защита человека; это — разделение властей; это — гарантии местного самоуправления; это — политическое и идеологическое многообразие, многопартийность; это — единство экономического пространства, многообразие и равенство форм собственности; это — высшая юридическая сила и прямое действие Конституции; это — отделение церкви от государства.

Эти принципы регулируют все стороны жизни общества и государства, определяют правовое положение личности. Закрепленные в первой главе Конституции, они составляют главную, исходную правовую базу не только для всего последующего содержания самой Конституции, но и для всей системы российского права: ведь Конституция — это основной закон и ни один другой закон или иной правовой документ (акт) не должен противоречить принципам конституционного строя. Наконец, принципы первой главы абсолютно неизменны: их нельзя отменить или пересмотреть, пока действует данная Конституция (см. ст. 135).

    Основные понятия

  • Конституция, конституционный строй, государство, федерация, гражданство, права человека.

    Термины

  • Субъект федерации.

Вопросы для самопроверки

  1. Каковы форма правления, государственное устройство и политический режим в нашей стране?
  2. В чем заключается высшая ценность нашего государства?
  3. Как вы понимаете положение о том, что единственным источником власти в нашей стране является многонациональный пород России?
  4. В чем проявляется идеологический, политический, партийный, религиозный плюрализм в нашей стране? К чему мог бы привести отказ от этого принципа?
  5. Почему Россию нельзя назвать союзом субъектов Федерации? Как достигается государственная целостность России?
  6. Какие можно привести аргументы, подтверждающие, что в нашей стране созданы условия для развития рыночной экономики?
  7. В чем различия между статусом человека и статусом гражданина?
  8. Почему ни парламентом, ни правительством не могут быть изменены, пересмотрены основы конституционного строя?
  9. Каков смысл каждого принципа конституционного строя?
  10. Как вы лично оцениваете значение принципов нашего конституционного строя?

Задания

  1. Правоведы утверждают, что федеративная форма государственного устройства является наиболее оправданной для России. Почему? Найдите обоснования этой мысли.
  2. Иногда правоведы называют главу 2 «маленькой конституцией внутри большой конституции». Подумайте и объясните смысл этого высказывания.
  3. Чечня — исторически сложившаяся часть России. После принятия Конституции (1993 г.). она стала полноправным субъектом Российской Федерации. Однако еще с 1991 г., когда в России начались демократические преобразования, в Чечне сложилась группа сепаратистов, резко выступавших за отделение и даже провозглашавших себя «суверенным государством», вне состава России. Никто в мире не признал самопровозглашенную «Республику Ичкерию», но экстремисты продолжили свои агрессивные действия. Что из этого вышло, вы знаете...

    В России мнения разделились. Одни твердо говорят, что Чечню «надо отпустить». Другие утверждают, что у Чечни, как и у всех народов России, есть все права на самоопределение в рамках Российской Федерации, но разваливать территориальное единство России она не имеет права, что такой путь — трагедия для ее народа и для всей России.

    А вы какого мнения? Опираясь на изученные принципы конституционного строя России, приведите свои обоснования. Найдите в тексте главы 1 Конституции статьи, указывающие законные пути решения вопроса.

 

Рейтинг@Mail.ru