Учебник для 8-9 классов

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 3. Ваши способности в вашей власти

  • Бывают ли люди, не способные ни к чему?
  • Сколько процентов труда превращают талант в гениальность?
  • Что общего у характера и характеристики?
  • Кому и зачем нужна сила воли?

Способности ординарные и неординарные. Вероятно, вам не раз приходилось слышать о себе и о других: «Он — способный, но ленится» или: «Что с него взять — ну нет у него способностей». Что имеется в виду, когда говорят о дарованиях или способностях?

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Конечно, способности разных людей могут быть разными: один обладает слухом и певческим голосом, другой склонен к математике или способен добиться больших спортивных успехов.

Ученые сегодня единодушны в том, что бесталанных людей нет, но есть люди, занимающиеся не своим делом, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся (как говорится, за семью печатями) в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н. Дубинина о том, «что любой человек, сколь бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые ему предоставляет мозг».

Мозг обычного человека состоит из 9—12 млрд (по последним данным, даже из 16 млрд) нервных клеток, каждая из которых может иметь несколько тысяч отростков, фиксирующих информацию. Между нервными клетками происходят постоянные взаимодействия, составляя память человека, его мышление, воображение, чувства. Эта сложная система показывает, что возможности человеческого мозга практически не ограничены. Так, память человека способна вместить в себя 20 единиц информации, т. е. примерно столько же информации, сколько содержится ее в миллионах томов Российской государственной библиотеки.

Утверждают, что полководец Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Выдающийся советский ученый А. Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Репортер Шершовский, работавший в 30-х гг. в одной из московских газет, таблицу из 20 цифр запомнил за 35—40 с, а таблицу из 50 цифр — за 2,5—3 мин. Причем через несколько месяцев и даже лет (15—16) он мог безошибочно вновь воспроизвести по памяти эти таблицы. Знаменитый шахматист А- А. Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках. Композитор М. А. Балакирев точно воспроизводил мелодию П. И. Чайковского, услышанную два года назад. Феноменальной памятью обладали В. А. Моцарт, С. В. Рахманинов, Н. Г. Чернышевский. Художник И. К. Айвазовский создавал свои картины в основном по памяти и почти никогда не писал с натуры.

Понятно, что подобные примеры являются феноменами, исключительными в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Предпринятая учеными в 30—40-х гг. прошлого века попытка определить предел возможных спортивных показателей потерпела неудачу, а новые рекорды продолжают удивлять мир.

От эпохи к эпохе различные достижения людей все более множились. И что примечательно: чем больше развивалась техника, появлялись все новые отрасли знания, новые профессии — появлялось и все больше людей, обладающих способностями, не виданными ранее. Простой пример. С изобретением компьютера появились талантливые программисты, открытие генетики породило выдающихся селекционеров. Вы сами можете привести много подобных примеров.

Сегодня перед человечеством стоит задача превратить заложенные потенциальные возможности в человеке в реальные, подобрать ключ к «могучему сейфу», в котором заключены несметные богатства человеческих способностей. Вместе с тем ясно, что без упорного труда, воли к победе свои способности не развить. Надо также иметь в виду, что у человека еще очень крепки цепи охранительных инстинктов организма, действующих помимо его воли.

Ученые неустанно ищут возможности освобождения человека от этих цепей. Вот одна из них — попытка нейтрализовать охранительные механизмы организма с помощью гипноза. Известна методика обучения иностранным языкам с его помощью. Все шире входит гипноз в практику лечения многих заболеваний, в том числе избавляет желающих от вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотических средств). Безусловно, феноменальные способности одних людей вводить в состояние гипноза других должны использоваться только в гуманных целях.

Современной науке предстоит ответить не на один вопрос, поставленный природой, о возможностях человека. То, что ранее отрицалось, принималось за хорошо замаскированный фокус, например передача мыслей на расстояние, телекинез (способность некоторых людей усилием воли, передаваемой взглядом, передвигать предметы), создание силового поля, способность удерживать теннисный шарик в состоянии невесомости, не прикасаясь к нему руками, инфракрасное излучение, другие загадочные явления, в настоящее время стали предметом серьезного изучения учеными многих стран.

Способный, талантливый, гениальный. Для характеристики выдающихся способностей используют слова «талант», «гений».

Талант от греческого talante — выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности.

Любопытно, что слово «талант» обозначает не только особые природные способности, одаренность, но и широко распространенную в античном мире денежную единицу. В талантах измеряли самое ценное. Так, греческий талант содержал 26,2 кг серебра. Талант ценится людьми не случайно. Чаще всего талант Проявляется в какой-то определенной сфере. Человечество знает немало людей, проявивших свои дарования в сфере науки, техники, искусства, среди них и талантливые врачи, педагоги, изобретатели. Служа своему делу верой и правдой, они добились значительных успехов, превзошли в этом рядовых исполнителей.

Гениальность — высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее не изведанных путей творчества.

В римской мифологии первоначально Гений — божество — прародитель рода. Считалось, что каждый мужчина имел своего гения. Постепенно гений стал самостоятельным божеством и рассматривался как выражение индивидуальных внутренних свойств человека. Считалось, что он рождался вместе с человеком (иногда предполагались два гения — добрый и злой), руководил его действиями, а после смерти человека бродил близ земли или соединялся с другими богами. В настоящее время, когда мы говорим о гениальных дарованиях, мы чаще всего имеем в виду добрые помыслы и добрые деяния. Талант, дарование, гениальность способствуют прославлению человека.

Однако человеку не всегда удается реализовать свое дарование, создать что-либо выдающееся. Всем вам хорошо известны фразы: «загубил свой талант», «зарыл талант в землю». Повинно в этом бывает и общество.

Таланты рождаются не часто, а что касается гениев, то сравнительно недавно, в начале XX в., проводилась статистическая обработка мнений о том, кого можно причислить к разряду гениев. Выяснилось, что такого звания достойны не более 400 человек за всю историю рода человеческого — чуть менее одного гения в десятилетие на все человечество.

Что же из всего сказанного следует? Видимо, то, что нужно ценить и поддерживать талантливых людей.

Вместе с тем уже сейчас появляются тревожные настроения в отношении обычных способностей человека. Время существования на Земле человека пока мало изменило его в биологическом плане, зато неизмеримы интеллектуальные изменения. За последние 10 тыс. лет объем мозга не увеличился, а информационная нагрузка на него возросла в 50—100 раз. В будущем, как, впрочем, и в настоящем, продолжится постоянное увеличение объема знаний, возрастет поток информации, а также эмоциональные нагрузки, что, естественно, заставит задуматься: не приведет ли все это к непредвиденным перегрузкам людей? Попробуйте сами ответить на этот вопрос.

Характер и сила воли. Слово «характер» в переводе с греческого означает «отличительная черта, признак». Формируется характер под влиянием трех условий: наследственности (природных свойств человека — того, что отличает его с самого рождения от других людей), общественной среды (окружения, воздействия других людей), самовоспитания. Все три фактора важны для формирования характера. Все они могут сильно влиять на то, каким будет характер человека. Характер обнаруживается в привычках, манере поведения, стиле одежды и т. д. — во всем, в чем проявляется отношение человека к окружающей действительности.

Существует в науке и такое определение характера — это окончательно сформировавшаяся воля. О безвольном человеке никогда не скажут: «Он человек с характером». Что же такое воля? В чем ее сила (помните выражение «сила воли»)?

Воля — это всегда напряжение сил при встрече с препятствием. Воля не означает готовность всегда тупо идти к случайно выбранной цели, терпя трудности (не стоит путать волю с упрямством, упрямыми бывают и животные, и только человек — волевым).

Воля — это умение целенаправленно и разумно найти полезное для себя и других дело, стремление выполнить его.

Всякое волевое действие предполагает несколько этапов: осознание цели — стремление к ее достижению — выбор путей ее достижения — преодоление трудностей и препятствий на пути к цели — достижение цели и постановка более сложной цели.

Некоторым людям волевые задатки достаются по наследству, но большинству людей необходимо развивать в себе волю, сознательно стараться преодолевать препятствия, нередко заставлять себя делать то, что делать не хочется.

Стремление сформировать свой характер, развить свои способности — все это необходимо человеку для полноценной жизни. Знаменитый ученый-физиолог И. П. Павлов писал, что у человека наряду с низшими рефлексами (рефлексом пищевым, например) есть рефлекс стремления к преодолению преград. Надо сознательно развивать у себя этот рефлекс для того, чтобы добиться успеха в деятельности и проявить свои способности.

    Основные понятия

  • Способности человека.

    Термины

  • Талант, гениальность, характер, воля, сила воли.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое способности?
  2. Чем талант отличается от ординарных способностей?
  3. Что такое гениальность?
  4. Что такое характер? Что значит «сильный характер», от чего он зависит?
  5. Какие факторы влияют на формирование характера?
  6. Что такое воля? Почему человеку необходима сила воли?

Задания

  1. Объясните, как вы понимаете выражения.
    • «Всякий человек есть творец своей судьбы».
    • «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их».
  2. Согласитесь или опровергните следующие высказывания.
    • «Гений есть не что иное, как дар огромного терпения».
    • «Гений — один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота».
  3. Проведите в своем классе анкетирование по теме «Кого вы считаете гениями?». Подсчитайте, каков процент общепризнанных гениев в списке, составленном вашими одноклассниками. Сколько процентов приходится на долю наших современников? Как распределяются гении по областям деятельности?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru