Учебник для 8-9 классов

Обществознание

§ 28. Современный мир

  • Не мешают ли людям разных стран понимать друг друга экономические, политические, культурные различия между ними?
  • Затрагивают ли глобальные проблемы человечества каждого из нас?
  • Почему в развитых странах низкая рождаемость?
  • Чем техногенная катастрофа отличается от природной?

«Мы — дети твои, дорогая Земля». Вынесенная в подзаголовок фраза — это слова из популярной в недавнем прошлом песни. Говорят, ее и сейчас слушают космонавты перед ракетным стартом. Вероятно, потому, что именно те, кому предстоит хотя бы на время покинуть родную планету, особенно остро ощущают свою неразрывную связь с ней.

Мы уже вели разговор о человеке как уникальной личности с неповторимым сочетанием индивидуальных свойств, о человеке как представителе различных групп, общностей и объединений, начиная от такой малой, как семья, до столь крупных, как нация и государство. Но самая большая общность, к которой принадлежит каждый из нас,— это человечество в целом.

Сегодняшний мир людей очень многолик и разнообразен. И это многообразие проявляется во всех сферах общественной жизни. В экономике разных стран мы встречаем различные типы хозяйств, форм собственности, обмена и распределения. В некоторых заповедных уголках планеты сохранились примитивные формы производства, натуральный обмен и уравнительное распределение. В большинстве стран мира на базе рыночной экономики развивается современная промышленность.

Богата и политическая карта мира. Абсолютные и ограниченные монархии соседствуют с президентскими и парламентскими республиками, в одних странах утвердились демократические режимы, в других сохраняются авторитарные. При этом связь формы правления и политического режима отнюдь не прямолинейна. К примеру, одна республика может быть демократической, а другая при сохранении всех внешних проявлений республиканского устройства является авторитарным или даже диктаторским государством. Зато более отчетливо прослеживается связь экономики и политики; исследования последних лет показали, что в большинстве случаев экономическое процветание сопутствует тем странам, которые твердо придерживаются в политической жизни принципов демократии.

Огромным разнообразием отличается и культурная жизнь.

Не мешают ли эти различия, эта непохожесть людям и народам понимать друг друга? Ведь у каждого своя жизнь, свои проблемы. Действительно, отдельные люди, сообщества, народы и государства прежде всего решают свои собственные специфические проблемы. Но есть проблемы, которые затрагивают всех и каждого. Их называют глобальными (глобус — Земля, земной шар). И здесь мы сталкиваемся с неожиданным выводом. С одной стороны, эти проблемы, которые в силу их всеобщности называют глобальными, могут представлять непосредственную угрозу развитию человечества, а порой и самой жизни. С другой стороны, именно появление во второй половине XX в. общепланетарных проблем больше, чем что-либо другое, заставило людей Земли, разделенных семейными укладами, национальными особенностями, государственными границами, осознать себя единым целым.

Глобальные проблемы современности. Их список сегодня довольно внушителен. Это и экологический кризис, и ослабевшая, но еще сохраняющаяся угроза военного конфликта мирового масштаба, и противоречия «богатого Севера» и «бедного Юга», т. е. промышленно развитых стран Европы и Северной Америки и экономически отсталых государств, сконцентрированных преимущественно на Африканском континенте. Сюда же следует отнести и проблемы народонаселения, а также то, что называют сегодня техногенными катастрофами.

Конечно, наибольшую тревогу сегодня вызывает экологическая ситуация. Поэтому ее анализ, рассмотрение возможных путей выхода из экологического кризиса и были выделены в специальную часть учебника, и вы с этим материалом уже познакомились. Остановимся на двух последних проблемах из нашего списка — народонаселении и техногенных катастрофах.

В чем суть проблемы народонаселения, или, как ее называют исследователи, демографической (от греч. demos — народ) проблемы? В настоящее время очевидно деление всех стран мира на две группы: на страны с незначительным (или отсутствующим) ростом населения и теми, где население растет быстрыми темпами, а условия жизни ухудшаются.

К первой группе относятся в первую очередь экономически развитые государства Европы. Им в скором будущем придется иметь дело с последствиями старения населения, т. е. с увеличением доли пожилых людей.

Гораздо острее ситуация во второй группе стран, куда входят многие государства Африки, отчасти Азии и Латинской Америки. Уже сейчас на долю этих стран приходится более половины всех жителей планеты и неконтролируемый рост населения в них продолжается. К каким последствиям это приводит? Для обеспечения растущего населения продовольствием в сельскохозяйственный оборот вовлекаются все новые и новые земли. Для этого осуществляется массовая вырубка лесов, что, в свою очередь, приводит к резкому ухудшению почв, к снижению урожайности. В результате нарастает экологический кризис и обостряется продовольственная проблема. Так, в странах Африки смертность из-за голода и недоедания в конце 80-х гг. возросла вдвое по сравнению с 1970 г.

Некоторые исследователи считают, что демографическая ситуация в этих странах способствует социальной нестабильности и конфликтам. Усиливается соперничество между политическими группировками, родовыми кланами за недостающие ресурсы — землю, воду, доходы. В составе населения растет численность молодежи. К примеру, в десятках развивающихся стран дети и подростки моложе 15 лет составляют 40% населения. В результате резко возросшего наплыва учащихся в школы во многих этих государствах разрушилась система обязательного и бесплатного образования. Растет число безработной молодежи.

Демографическая ситуация в развивающихся странах — это проблема и всего человечества. Почему? Частично мы уже ответили: рост населения требует увеличения сельскохозяйственного производства, а это ведет прежде всего к уничтожению лесов в Тропической Африке, Индии и других странах, что резко ухудшает экологическую ситуацию во всем мире. Кроме того, растет разрыв в доходах на душу населения в богатых и бедных странах. Такой разделенный глубокими противоречиями мир не может быть стабильным.

Есть ли выход из сложившейся ситуации? Здесь полезен опыт Китая. В конце 70-х гг. XX в. правительство страны сделало прогнозы, которые показали, что если средняя китайская семья будет иметь даже двух детей, то население страны возрастет на несколько сотен миллионов в год, что полностью подорвет экономику. Для предотвращения такого развития событий была принята программа стимулирования семей с единственным ребенком (для таких семей предусматривались различные льготы, включая выплату пособий). И это принесло свои результаты: неконтролируемый рост населения удалось остановить.

Ряд других стран также стали разрабатывать и внедрять программы планирования семьи, учитывая при этом, в частности, и то, что рост образования девушек и женщин постепенно ведет к снижению рождаемости. Немаловажную роль призвано сыграть и введение системы пенсионного обеспечения, с тем чтобы родителям в старости не приходилось полагаться лишь на своих детей. Учитывая глобальный характер демографических проблем и их решения, в создании современной образовательной и пенсионной систем должны участвовать прежде всего развитые страны.

Обратимся к другой проблеме. Все чаще мы слышим сообщения о взрывах на шахтах, падениях самолетов, крушениях поездов, об авариях на электростанциях и т. п. Это дало основания для утверждений, что мир приблизился к порогу, за которым начинается полоса техногенных катастроф, т. е. таких сбоев и нарушений на производстве, в энергетике, на транспорте, которые могут привести к огромному ущербу для всего человечества. Одной из таких катастроф со страшными разрушительными последствиями стала авария на Чернобыльской атомной станции.

В чем причины роста техногенной опасности? Их, по мнению многих ученых, следует искать в несоответствии возможностей человека и созданной им же техники, которая, что называется, выходит из-под контроля. В этой связи раздаются призывы приостановить технический прогресс, отказаться от создания все более сложного, но менее надежного оборудования.

А каково ваше мнение? Есть ли, на ваш взгляд, другие пути, позволяющие избежать техногенной катастрофы?

«От общей Земли к единому миру». К этому призвала все народы Всемирная комиссия по охране окружающей среды и развитию в одном из своих ежегодных докладов. «Земля одна, а мир многообразен,— говорится в этом докладе.— Мы все зависим от биосферы, без которой не может сохраниться наша жизнь. Тем не менее каждое сообщество, каждая страна борется за выживание и процветание, мало заботясь о последствиях этой борьбы для других». Вместе с тем сегодня очевидно, что растущие, связанные между собой опасности, перед лицом которых оказался мир, могут быть преодолены лишь совместными усилиями, эффективным международным сотрудничеством.

Примеры такого сотрудничества уже есть. Так, благодаря усилиям в первую очередь России и США существенно снижена угроза военного противостояния. Целой группе стран удалось договориться о сокращении к 1999 г. на 50% производства веществ, разрушающих озоновый слой планеты.

Развивается деятельность и на неправительственном уровне. Уже более 30 лет занимается изучением причин и путей решения глобальных проблем Римский клуб — международная организация, объединяющая ученых разных стран. В своем докладе за 1997 г. исследователи сделали очень важный вывод: современная цивилизация достигла уровня, когда можно наращивать производство, не привлекая дополнительных ресурсов, а напротив, существенно экономя их. Ученые показали, насколько неэффективно сегодня расходуются ресурсы. Например, лишь 20% сжигаемого бензина непосредственно приводят в движение колеса автомобиля, остальное теряется при работе двигателя. При накаливании спирали лампы не более 10% энергии идет на освещение, тогда как 90% ее только способствуют глобальному потеплению. И сейчас уже есть производства, дающие огромную экономию материалов и энергии. Так, использование факс-машины оказывается на 92% менее энергоемким, т. е. менее потребляющим количество энергии, чем переписка при помощи почты. Исключительную экономию материалов дает использование электронных книг и каталогов.

Почему же подобные технологии так ограниченно используются даже в развитых странах? Авторы считают, что виной этому во многом традиции и привычки людей. В состоянии ли, к примеру, американский бизнесмен, с детства усвоивший, что, «чем длиннее кадиллак, тем короче переговоры» (т. е. чем больше у тебя машина, а значит, и дороже, тем быстрее можно с кем-либо договориться), пересесть на маленькую экономичную машину? Или проголосует ли немецкий обыватель еще раз за представителей партии «зеленых», запретивших ему использовать камин, у которого сидели его дед и прадед, если дымоход расположен слишком близко к соседнему дому?

Таким образом, мы вновь приходим к выводу, что решение глобальных проблем зависит не столько от президентов, правительств и партий, сколько от каждого из нас, от нашего отношения к миру, в котором мы живем, как к общему дому человечества.

    Основные понятия

  • Глобальные проблемы, демографический кризис, техногенная катастрофа.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем проявляется разнообразие и многоликость современного мира?
  2. Какие проблемы человечества следует отнести к глобальным?
  3. В чем суть демографической проблемы: а) в развитых странах, б) в развивающихся странах?
  4. Почему в современном мире участились техногенные катастрофы? Приведите примеры таких катастроф.
  5. Как развивается международное сотрудничество, направленное на разрешение глобальных проблем?

Задания

  1. Существует точка зрения, согласно которой человеческий мир все более утрачивает свое многообразие. В разных странах утверждаются общие социальные нормы, сближается образ жизни людей. К примеру, в ряде стран Африки основой питания, особенно в городах, становится ранее малоупотребляемый пшеничный хлеб, который, как известно, широко используется в государствах Европы и Америки. Таким образом, утрачиваются национальные особенности, что ведет к утверждению неких общих стандартов жизни. Проанализируйте данную позицию. Выскажите к ней свое отношение.
  2. Еще в 1900 г. население Земли составляло 1,6 млрд человек, в 1960 г. — уже 3 млрд. Сегодня человечество перешагнуло шестимиллиардный рубеж. Ученые назвали этот бурный рост демографическим взрывом.

    Обоснуйте, чем, на ваш взгляд, он вызван. Какие страны вносят основную лепту в прирост населения планеты? Каковы последствия демографического взрыва?

  3. К числу глобальных относится и продовольственная проблема. По приблизительным оценкам, в мире ежегодно умирает от голода 13—18 млн человек, три четверти которых — дети.

    Подумайте, в чем выражается связь между продовольственной и демографической проблемами.

  4. Укажите, какие из перечисленных проблем можно отнести к глобальным:
    • экологический кризис;
    • сохранение безработицы;
    • демографический взрыв;
    • распространение СПИДа;
    • рост мировых цен на нефть.

    Свой выбор обоснуйте.

  5. Рост числа крупных аварий, связанных с использованием техники, порождает у части населения стремление положить конец научно-техническому прогрессу. Выскажите вашу точку зрения на такие настроения. Осуществима ли эта задача?

 

Рейтинг@Mail.ru