Учебник для 8-9 классов

Обществознание

Выводы к главе IV

  1. Все люди, связанные друг с другом многообразными отношениями, образуют общество. В нем выделяются экономическая, социальная, политическая и духовная сферы, которые между собой неразрывно связаны и постоянно взаимодействуют. С изменениями общества менялось и положение человека в нем. Люди хотят жить в справедливом обществе, которое защитило бы их от бедности и болезней, создало бы возможность всем трудоспособным иметь хороший заработок, а детям, инвалидам и престарелым обеспечило достойные условия существования. Это стремление людей зависит во многом от их собственной деятельности по преобразованию условий жизни.
  2. Хозяйственная жизнь человека в обществе немыслима без трех важнейших составляющих. Этими «китами», на которых держится мир экономики, являются: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда. Чтобы обеспечить свое существование всем необходимым, человеку приходится трудиться. Способность трудиться может быть реализована только в соединении усилий труда со специальными приспособлениями, орудиями от самых простых до суперсложных.

    Современный уровень развития производства определяет понятие научно-технический прогресс, достигший революционного уровня. Те изменения предметов труда, средств труда, самой рабочей силы, на которые в прежние времена уходили века и даже тысячелетия, сегодня сменяются несколько раз на протяжении жизни человека.

  3. Проблема распределения ограниченных ресурсов — основная проблема экономики. Противоречие между неограниченными потребностями человека и имеющимися ограниченными ресурсами для их удовлетворения рождает проблему экономического выбора, которую каждый производитель и общество в целом стремятся решать рационально. Что, как и для кого производить — основные вопросы экономики. Различные экономические системы выбирают свои пути и подходы к решению этих вопросов. Рыночная экономика, направляя интересы отдельных производителей на общее благо, достигает наиболее рационального распределения ограниченных ресурсов.
  4. Государство — необходимая часть хозяйственной системы общества. Вмешательство государства в экономику рыночных отношений позволяет снизить отрицательное воздействие рынка на экономическую жизнь. Система налогообложения — одно из эффективных средств влияния государства на экономику. Для успешного выполнения экономических функций государству необходимо разумно планировать свои доходы и расходы.
  5. Каждый человек, являясь самостоятельной, автономной, личностью, неповторимым индивидом, вместе с тем принадлежит ко многим малым и большим социальным группам: семье, профессиональному сообществу, социальному слою, национальной общности, возрастной группе. Социальные группы и отдельные люди занимают различное положение в обществе, имеют неравный доступ к власти, богатству, другим общественным ресурсам. Социальная политика, проводимая во многих государствах, направлена на смягчение социального неравенства, на поддержку малообеспеченных слоев населения.

    Социальный статус человека в современном обществе в большей мере, чем раньше, определяется личными усилиями, направленными на получение образования, освоение профессии, усвоение общественных норм и культурных ценностей своего народа и всего человечества.

  6. В структуре человеческого общества важное место занимают этнические общности — племена, народности, нации.

    Людям любой нации присуще чувство национальной гордости лучшими традициями своего народа. Это чувство у большинства людей имеет и другую сторону: уважение к национальным чувствам других народов, к их образу жизни и культуре. Этому противостоят порождающие межнациональную рознь проповеди национальной исключительности и превосходства над другими народами. Последствия таких взглядов не раз оборачивались трагедией. Каждый человек любой национальной принадлежности должен иметь равные права с другим людьми. Выступления, разжигающие национальную рознь, расовую или религиозную рознь, в нашей стране запрещены законом.

  7. В обществе всегда рядом живут не только разные классы, социальные слои, народы, государства. Рядом живут и два особых мира: мир взрослых и мир детей. Эти миры столь же непохожи друг на друга, сколь и необходимы друг другу. Для взрослых мир детства — мир воспоминаний, мир сбывшихся или не-сбывшихся мечтаний, мир сказок и чудес, который остается с человеком всю его жизнь. Для детей мир взрослых — это мир будущего, в нем дети видят то, какими они хотели бы быть или, напротив, какими им быть не хочется ни при каких обстоятельствах. Как важно этим двум мирам соприкасаться, понимать друг друга, ощущать необходимость одного для другого! Это только кажется, что эти миры разные, на самом деле — они неразрывные части целого.
  8. Современные государства различны по формам правления, национально-территориального устройства, средствам и формам воздействия на общество, большинство из них заявляет о своем демократическом характере. Подавляющая часть людей, живущих на территории данного государства, являются его гражданами, обладающими определенными правами и несущими необходимые обязанности.
  9. Политическая сфера жизни общества включает в себя политическую деятельность, связанную с вопросом власти, политические организации, политические идеи и взгляды, выражающие интересы различных социальных групп. Чтобы реализовать свои интересы, социальные группы стремятся использовать власть, поскольку только политическая власть позволяет при необходимости принуждать людей к выполнению тех или иных задач.

    От того, какую политику проводит государственная власть, зависят условия жизни различных групп и отдельных людей. Поэтому многие люди активно участвуют в политической жизни, стремясь повлиять на политику государства в желательном для них направлении. Результативность политической деятельности каждого во многом зависит от его политической грамотности, умения самостоятельно ориентироваться в политических событиях.

  10. Культура — это сокровищница результатов творческой деятельности всех живших на Земле поколений. Человек и культура неразрывно cвязаны. Одной из важнейших областей культуры является наука. Ее цель — получение знаний о реальном мире, в котором живет человек. Влияние науки на развитие производства, на всю человеческую жизнь непрерывно возрастает. Искусство еще одна область культуры, включающая в себя различные виды художественного творчества. Искусство в художественных образах раскрывает ценности человека и человечества, формирует чувства прекрасного, доброты, достоинства личности.
  11. Для человека важна его самореализация — процесс наиболее полного выявления и осуществления своих возможностей, достижения намеченных целей. Выбор жизненного пути личности предполагает ее профессиональное, личностное и нравственное самоопределение. Самоопределение — это не что иное, как определение личностью своего места в жизни, в обществе, осознание своих прав и обязанностей, интересов.
  12. Современный мир — это множество народов, государств, разнообразие языков, культур, жизненных укладов. У каждого человека, каждой, большой или малой, социальной общности есть свои насущные проблемы. В то же время в последние десятилетия возникли проблемы, ставшие «головной болью» всего человечества. Разрешение глобальных проблем требует коллективных действий людей, общих усилий всех народов.

Вопросы для итогового повторении

  1. Охарактеризуйте основные сферы жизни общества.
  2. В чем заключаются изменения, происходящие при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу, в экономической сфере; в социальной сфере; в политической сфере; в духовной сфере?
  3. В какие связи и отношения вступает человек в экономической сфере современного общества; в социальной сфере; в политической сфере; в духовной сфере?
  4. Как уровень развития экономики проявляется в социальной сфере; в политике; в культуре?
  5. Каким образом состояние социальной сферы влияет на политику?
  6. Как политика воздействует на экономику, социальную сферу, культуру? В чем проявляется влияние науки на экономику, здравоохранение, образование?
  7. Каким образом искусство влияет на человека?
  8. Как могут отразиться знания о положении человека в обществе на самоопределении и самореализации личности?

 

Рейтинг@Mail.ru