Учебник для 8-9 классов

Обществознание

§ 26. Культура. Наука. Искусство

  • В чем состоит взаимосвязь между культурой материальной и духовной?
  • Какова цель науки, в чем ее значение для человека и человечества?
  • Что такое искусство, в чем заключается общее и различное между видами искусства?
  • Сотворчество в искусстве: что это такое?

Культура. Слово это знакомо, его вы слышите и дома, и на уроках, по радио и телевидению. Оно относится ко многому из того, что нас окружает, и поэтому многозначно.

Сокровищница достижений человека и человечества. Главное в культуре — человек. Человек и культура неразрывны подобно растению и почве, на которой оно произрастает.

Культура — это сумма (чаще говорят совокупность) результатов творческой деятельности людей. В русском языке есть замечательное слово «сокровищница». Оно означает сосредоточение особенно ценного. Культура — это сокровищница результатов труда человечества, наиболее ценных, опробованных веками отношений людей к природе, к самим себе, к другим людям.

Обычно культуру делят на две ветви: материальную и духовную.

С множеством предметов, входящих в материальную культуру, каждый из нас сталкивается каждодневно. Мы живем и учимся в зданиях, носим одежду, электростанции и газопроводы дают нам свет и тепло, мы пользуемся транспортом — автомобилем, поездом, самолетом — все это относится к материальной культуре.

Культура духовная характеризует степень развития человека, внутреннее богатство сознания (вспомните, что говорилось в § 5 о культуре внешней и внутренней).

Культура материальная и духовная прочно взаимосвязаны. Ни один предмет материальной культуры не может возникнуть без сочетания «исполняющей руки» и «мыслящей головы». В свою очередь, олицетворяющая духовную культуру «мыслящая голова» постоянно опирается на возможности материальной культуры. Так, литературные произведения доводятся до читателей благодаря бумаге и типографскому производству, для написания картины нужны холст и краски.

Проблема соотношения материальной и духовной культуры интересовала многих ученых. Приведем мнение немецкого мыслителя А. Швейцера: «Роковым для нашей культуры является то, что ее материальная сторона развилась намного сильнее, чем духовная. Культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе».

Используя образный язык, можно сказать: на духовном стволе культуры произрастают замечательные ветви. Рассмотрим две из них — науку и искусство.

Находить истину. В учебном обиходе слово «знания» — одно из распространенных. До школы вы знакомитесь с окружающими явлениями — так складываются житейские знания. Например, где работают родители, как пользоваться лифтом, как сделать покупку в магазине и т. п. Это помогает ориентироваться в каждодневных делах. В школе главным источником знаний становятся учебник, слово учителя, разнообразные пособия. Так начинается ваше вхождение в круг научных знаний. Научных, ибо эти знания добыты наукой. Цель науки — получение знаний о реальном мире, в котором живет человечество. Эти знания добываются с помощью хорошо отработанной системы последовательных действий: выдвижение идеи — гипотезы (научного предположения), наблюдение, эксперимент, внедрение в практику. Важнейший результат научной деятельности состоит в том, что она обеспечивает основу для развития человеческой культуры.

Для науки характерны обоснованность, достоверность, системность. Она регулируется рядом внутренних правил. Среди них: ищи истину; избегай бессмыслицы; продвигаясь вперед, опирайся на опыт и достижения предшественников; выражайся ясно; проверяй гипотезы как можно более основательно.

Успехи познания существенно зависят от используемых средств. Галилей четыре века назад сделал замечательное для того времени открытие — подзорную трубу. Ныне астрономы, благодаря сильнейшим телескопам, наблюдают космические процессы, протекающие за многие миллиарды километров от Земли. Науке служат сложнейшие лабораторные установки, подводные лодки и космические станции. 90% всех предметов, окружающих нас, придуманы человеком в XX в.

Наука непрерывно развивается, неизмеримо возрастает ее влияние на развитие производства, на всю человеческую жизнь.

Размах исследований требует их продуманной организации. Созданы сообщества ученых, научные центры, творческие коллективы. Наиболее значимые исследования осуществляются Российской академией наук (РАН), часто в содружестве с зарубежными учеными, преподавателями вузов нашей страны. Специально созданные центры ведут исследования по различным отраслям знаний, например теоретической и прикладной математике, самолетостроению, хирургии, онкологии и т. д. Есть и несколько наукоградов (Пущино, Протвино, Обнинск, Дубна и др.), подавляющее большинство жителей которых служат науке.

Большое влияние науки на все сферы жизни требует постоянной заботы о ней общества, государства. Знаменитый ученый Луи Пастер писал: «Наука должна быть самым возвышенным воплощением отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, который опередит других в области мысли и умственной деятельности».

Художественное творчество. С интересом и вниманием всматриваемся мы в картины художников, произведения архитектуры, слушаем музыку, читаем книги, смотрим кино- и видеофильмы и т.д. Получаемые нами впечатления связаны с искусством.

Слово это означает особенно высокое качество того или иного мастерства: говорят об искусстве врача, лектора, военном искусстве. Но главный смысл термина «искусство» — художественное творчество. Оно проявляется в различных видах искусства: живописи, скульптуре, архитектуре, художественной литературе, музыке, танцах, театральных постановках и кинофильмах. Иногда объединяют в одну группу несколько видов искусства... Так, термин «изобразительное искусство» включает живопись, скульптуру, графику, декоративно-прикладное искусство. В XIX—XX вв., благодаря взаимодействию художественного творчества, науки и техники, возникли «технические искусства»: фотоискусство, киноискусство, вошедшее почти в каждый дом телевизионное творчество.

Многие тысячелетия люди творят, ценят искусство, восхищаются его шедеврами. Античная мифология породила девять сестер — богинь, названных музами — покровительницами искусства и науки, которые олицетворяли красоту, гармонию, вдохновение. В этом семействе — музы танца, поэзии, трагедии, комедии. Н. В. Гоголь писал, что три чудные сестры — скульптура, живопись и музыка — украшают и услаждают мир, без них он был бы пустыня.

Искусство не только украшает мир. Его предмет, отмечали мыслители, есть жизнь: искусство в художественных образах воспроизводит все, что интересно человеку в жизни.

У научного и художественного творчества много общего: в обоих видах творчества люди концентрируют свою волю на достижение цели; оба процесса предполагают способность глубокого осмысления и преобразования жизни, свое стремление познать ее, чтобы сделать совершеннее и гармоничнее. В художественном творчестве преобладает мышление образами.

Образ — рожденное воображением художника выражение его мыслей и чувств, вызванных индивидуальным восприятием действительности. Художник — это не только живописец; в широком смысле это тот, кто творчески работает в какой-либо области искусства, в том числе это можно отнести и к поэтам, и к писателям. Художественный образ убедителен, хотя отражает лишь немногие признаки описываемого явления. Но истинное мастерство автора позволяет по немногим скупым признакам создать выразительный образ, благодаря которому перед читателем возникает яркая картина, наполненная богатством жизненной действительности. Об этом писала академик М. В. Нечкина. В подтверждение своей мысли она приводит в пример образ некрасовского «мужичка с ноготок» (из стихотворения «Крестьянские дети»). Студеная зимняя пора, сильный мороз, в гору медленно поднимается лошадка, везущая воз хворосту. Налицо лишь три конкретных признака образа: большие сапоги, овчинный полушубок и большие рукавицы. Вот и все. Но эти штрихи, признаки образа, подняли целый мир собственного опыта читателя, его представлений и чувств, вызвав активное восприятие: здесь и нежность, уважение к труду, понимание тяжелой трудовой жизни, не страшащей «мужичка».

Искусство раскрывает ценности человека и человечества, формирует чувства прекрасного, доброты, достоинства личности.

Всмотритесь, вслушайтесь, вдумайтесь в творения великих мастеров — и перед вашим мысленным взором предстанет Человек — мудрый, смелый, настойчивый, любящий Родину, обладающий чувством собственного достоинства. Как тут не вспомнить строчки из стихов последних лет Булата Окуджавы о том, что потеря достоинства ведет к потере честного облика человека:

Чувство собственного достоинства — вот таинственная стезя, на которой разбиться запросто, но с которой свернуть нельзя, потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.

Таков убедительный язык искусства.

Вспомним пушкинские слова: «...чувства добрые я лирой пробуждал» — и обратимся к дням сегодняшним. Широко известны фильмы «Ирония судьбы...», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово». Они пользуются успехом, ибо добры, человечны.

Режиссера этих фильмов Э. Рязанова спросили, как ему удается оставаться добрым в наше жестокое время. Вот что он ответил: «У меня своя теория: я — совершенно обычный представитель российского народа, вместе с ним воспитанный, перенесший и войну, и эвакуацию, и голодные годы. Все это я знаю не понаслышке.

Мне и мелодии нравятся такие же, как и всем... Я людей люблю и верю в то, что они хорошие. И выясняется, что в большинстве случаев это соответствует их желаниям и ожиданиям». Таковы истоки искусства этого мастера, чье творчество отражает извечное стремление людей к доброте.

Задумываясь о прекрасном, мы обращаемся к замечательным храмовым сооружениям, к строгой линейности проспектов Петербурга и «Медному всаднику», к строкам М. Ю. Лермонтова и С. А. Есенина. Открываем мы для себя и новые дарования, новые имена. Четырнадцатилетняя поэтесса Саша Аносова, говоря о смысле своего бытия в мире, писала:

      — Зачем живешь на свете ты?
      И мой ответ таков:
      — Чтоб розы дивной красоты
      найти средь сорняков;
      чтоб ошибаться и прощать
      нападки злой молвы;
      средь пены облаков искать
      осколок синевы;
      чтоб нежно целовать уста
      того, кто сердцу мил;
      чтоб рассказать, как жизнь чиста,
      тем, кто о том забыл.

И последнее: чтобы чувствовать, вместе с автором сопереживать образы искусства, надо овладевать искусством видеть, искусством слышать, искусством понимать...

    Основные понятия

  • Культура, наука, искусство.

    Термины

  • Художественный образ.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое материальная и духовная культура? Каковы взаимоотношения между ними? Что общего и в чем различия?
  2. Раскройте сущность научного познания. Охарактеризуйте его основные черты.
  3. В чем заключается общее в научном и художественном творчестве? Чем они отличаются друг от друга?

Задания

  1. Академик Д. С. Лихачев писал: «Высокая нравственность ученого проявляется прежде всего в ответственном отношении к своей исследовательской работе». Проанализируйте это высказывание, приведите известные вам примеры высокой нравственной ответственности ученых.
  2. Покажите, опираясь на сведения из курсов истории и литературы, связь искусства с общественной обстановкой того или иного периода, той или иной эпохи.
  3. Объясните, как вы понимаете утверждение российского академика П. Л. Капицы о том, что наука — высшая ступень интеллектуального труда. Ответ аргументируйте.
  4. Характеризуя роль искусства в общении, Л. Н. Толстой писал: «Всякое произведение искусства делает то, что воспринимающий вступает в известного рода общение с производившим или производящим искусство и со всеми теми, которые одновременно с ним, прежде или позже его восприняли или воспримут то же художественное впечатление».

    Разберите подробно этот фрагмент, поясните, кто, по вашему мнению, является производящим искусство, кто — его воспринимающим, в чем состоит диалог: между автором и зрителем (читателем), между воспринимающими искусство. Свой ответ конкретизируйте личным опытом восприятия одного или нескольких видов искусства.

  5. Многие из вас знают и любят песни Владимира Высоцкого. Согласны ли вы с оценкой современного значения Высоцкого, которую дал писатель В. П. Аксенов: «Его энергия так сильна, что она на души очень сильно влияет. Выходите вы в паршивом настроении и вдруг слышите, как он хрипит где-то там, мощно так давит на окружающий воздух. И вдруг у вас поднимается настроение и вы ощущаете, что вам можно послушать именно такого певца. Он был и есть энергетик». Свои взгляды аргументируйте.
  6. Объясните, в чем секрет долголетней популярности песенного творчества Владимира Высоцкого.
  7. Деятель российской культуры Никита Михалков пишет: «Культура всегда была матерью для нас, матерью народов. Есть в ней нечто общее, взаимопроникающее в каждый уклад и становящееся единой почвой для произрастания отдельных культурных ветвей». Как вы понимаете это высказывание? Попробуйте его конкретизировать применительно к культуре народов многонациональной России.
  8. Обсудите вопрос: относится ли мода к искусству? Согласны ли вы со следующими словами историка В. С. Ключевского о костюме и женщине: «Игла — перо. Костюм — это летопись женщины, памятник ее дум и чувств, и ее хартия. В костюм она положила половину своей души или по меньшей мере значительную ее долю. Костюм женщины — это ее история, биография, ее философия»?
  9. В середине 2000 г. был проведен массовый опрос учащихся о том, как они проводят свободное время. Приведем некоторые данные, относящиеся к юношам и девушкам 15—17 лет:
    • смотрят телевизор — 71%;
    • слушают магнитофон — 78%;
    • проводят время с друзьями — 73%;
    • смотрят видеозаписи — 51%;
    • читают книги — 51%;
    • посещают кружки и секции — 36%;
    • читают газеты, журналы — 43%;
    • слушают радио — 26%;
    • ходят в театр, на концерты, в музеи — 18%;
    • ходят в кино — 6%.

    Проведите аналогичное исследование в классе и обсудите его результаты.

 

Рейтинг@Mail.ru