Учебник для 8-9 классов

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

       

§ 25. Гражданин и государство

  • Была ли армия у первобытных племен?
  • Могло ли государство появиться в результате договора?
  • Всякое ли государство суверенно?
  • Монарх и президент: в чем различия?
  • Почему народы стремятся к демократии?
  • Когда подданные становятся гражданами?

Происхождение государства. Мы уже установили, что каждый член общества является представителем той или иной социальной группы, той или иной нации. В то же время все мы, живущие в нашей стране, независимо от социальной и национальной принадлежности,— граждане своего Отечества, своего государства.

Что же такое государство и что значит быть гражданином своей страны?

Обратимся к опыту истории. Изучая историю Древнего мира, вы узнали, что первобытное общество не имело государственного устройства, политической власти. Это не значит, что члены этого общества не подчинялись правилам и нормам поведения. Без таких правил человеческий коллектив не может существовать: безграничная свобода неизбежно приводит к ущемлению интересов одних со стороны других.

Но в первобытном коллективе нормы общежития были просты, основывались на обычаях, а влияние старейшин рода определялось их личным авторитетом.

Однако на определенном этапе исторического развития возникают специальные группы людей, которые осуществляют управление обществом. Иначе говоря, власть отделяется от народа. Появляются законы, суды, армия.

Почему же происходят эти изменения? Существуют разные объяснения причин возникновения государства. Долгое время господствующим было представление о том, что государственная власть от Бога, а правосудие есть проявление Божьего суда и поэтому оно необходимо, абсолютно и вечно.

Согласно другой теории, государство появляется на определенной ступени развития общества как результат добровольного соглашения людей, договора между ними. Что же заставило людей заключить такой договор? В своем естественном, природном состоянии человек был абсолютно свободным, а это неизбежно вело к произволу, беззаконию, образно говоря, «войне всех против всех». Нормально развиваться общество может лишь при согласовании интересов его членов. Достичь согласия помогает передача власти и силы одному человеку (верховному правителю) или группе лиц. Так возникает государство.

Из курса истории вам известно и другое объяснение причин появления государства: с расколом общества на классы, противоположные по своим интересам, у экономически господствующего, но малочисленного класса (рабовладельцев, феодалов) появилась необходимость укрепить свое положение с помощью власти, вооруженной силы, законов, т. е. государства.

Размышляя над приведенными здесь различными взглядами, обратитесь к известным вам историческим фактам, характеризующим роль государства в историческом развитии. Напомним наиболее существенные функции, которые обычно выполняет государство: сбор налогов, издание законов, судопроизводство, защита границ, борьба с попытками изменить государственный строй. Подумайте, в чьих интересах осуществлялись эти функции?

В современном мире существует множество государств. Все они прошли путь исторического развития. Российское государство имеет тысячелетнюю историю. Знания из курса истории помогут вам ответить на следующие вопросы:

  1. Когда возникло Древнерусское государство с центром в Киеве? Какие признаки указывали на его появление?
  2. Почему произошел распад единого государства на самостоятельные княжества?
  3. Какую роль сыграли московские земли в образовании нового централизованного государства?
  4. Какими способами расширялись владения Российского государства?
  5. Когда Россия стала империей? Какое значение имел этот факт?
  6. Что удерживало народы в составе единого государства?

Признаки государства. Обобщая все, что известно о государстве с глубокой древности до наших дней, можно выделить следующие его признаки:

  1. Единство территории. Государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определенной территории, а само это население с появлением государства превращается в его подданных или граждан.
  2. Публичная власть. Власть как способность и возможность отдельного человека, группы или органа влиять на поведение людей весьма распространенное общественное явление (родительская власть, партийная власть). Но государству свойственна особая власть, которую называют публичной. Ее особенность в том, что распространяется она на все население страны, для ее осуществления создается специальный аппарат, включающий и органы принуждения: вооруженные формирования (армия, органы безопасности), тюрьмы, исправительные учреждения.
  3. Суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что власть государства выше власти любой организации, существующей в данном обществе (церкви, партии), его решения обязательны для всех граждан и не могут быть отменены кем-либо. Внешний суверенитет проявляется в независимости от других государств, в недопустимости их вмешательства в дела данного государства.
  4. Законодательная деятельность. Только государство обладает исключительным правом издавать общеобязательные юридические нормы — законы страны. С помощью правовых норм государство закрепляет определенный общественный порядок.
  5. Налоговые сборы. Государственные органы устанавливают специальные сборы: налоги, пошлины и обеспечивают их поступление в бюджет. Эти средства, как вы уже знаете, необходимы государству для решения разнообразных социально-экономических и культурно-просветительских задач (осуществление производственных программ, социальная защита населения, поддержка систем образования и здравоохранения), а также для содержания государственного аппарата.

Формы государства. Говоря о формах государства, различают форму правления — организацию высших органов власти и форму государственно-территориального устройства — отношение между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны.

По форме правления государство может быть монархией или республикой. При монархическом устройстве во главе государства стоит монарх и его власть передается по наследству. Из курса истории вы знаете, что государств с такой формой правления было множество в различные исторические эпохи. На протяжении столетий существовала монархия и в России. Да и сегодня немало государств можно отнести к монархическим. Правда, во многих из них власть первого лица ограничена конституцией страны или каким-либо представительным органом, чаще всего парламентом. Примером такой ограниченной (или конституционной) монархии, где король «царствует, но не правит», можно считать Великобританию.

Конституционными монархиями являются также Испания, Япония, Швеция, Дания и ряд других государств. В некоторых странах (например, в Саудовской Аравии) сохранились и абсолютные (ничем не ограниченные) монархии.

В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок. Если в эпохи древности и Средневековья республиканская форма правления встречалась сравнительно редко (вспомним отдельные периоды истории Древней Греции и Древнего Рима, Новгородскую республику, некоторые итальянские средневековые государства), то в Новое время многие страны стали республиками. При этом в ряде из них ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, перед которым и несет ответственность правительство. Такие республики называются парламентскими (Италия, Германия). Там же, где велики полномочия всенародно избираемого главы государства — президента, устанавливается президентская республика. Президент в ней руководит исполнительной властью (правительством), может отклонить (наложить вето) на любой закон, принятый парламентом. Президентской республикой являются США, многие относят к ней и Францию.

По формам территориально-государственного устройства различают унитарные и федеративные государства. Унитарным считается такое государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом, местные власти назначаются из центра и проводят его решения. Вспомним устройство Российской империи в XVIII в. Вся территория государства делилась на несколько десятков губерний. При этом какие-либо национально-исторические особенности не учитывались. Главой исполнительной власти был губернатор, назначаемый императором. Сегодня на политической карте мира мы можем увидеть много унитарных государств с едиными для всей страны законодательством, гражданством. Среди них — Венгрия, Греция, Чехия и ряд других.

Иначе устроено федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, земли, республики) обладают значительной самостоятельностью. Наряду с общими (федеральными) законами и органами государственной власти на этих территориях (субъектах федерации) действуют и собственные законы, и собственные органы управления. В нашей стране распределение полномочий между центром и субъектами федерации закреплено в действующей Конституции. К ведению центральных органов отнесено в первую очередь то, что необходимо для поддержания целостности государства и его безопасности (федеральный бюджет и налоги, единая энергетическая система, ядерная энергетика, деятельность в космосе, внешняя политика, оборона). Центральная власть также берет на себя защиту прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

Помимо России, федеративное устройство имеют Германия, США, Индия, Мексика, Канада и другие страны.

Политический режим. Государство как организация политической власти, с одной стороны, и общество, население страны, с другой стороны, неразрывно связаны. Средства и формы, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть, а общество, в свою очередь, влияет на государство, определяют политический режим. Чаще всего выделяют три типа режима: авторитарный, тоталитарный и демократический.

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние). История человечества дает много примеров авторитарных государств. Это и восточные деспотии, и тирании Древнего мира, и абсолютные монархии Средневековья. В современном мире к государствам этого типа относят Чили периода правления Пиночета, Иран и ряд других стран. Авторитарное государство строго централизовано, власть сконцентрирована в руках одного человека или в одном органе. Поэтому роль парламента (если он есть), других представительных органов очень незначительна. Оппозиция, если она и допускается, находится под строгим контролем государственных органов, в случае малейшей угрозы с ее стороны правящему режиму ее деятельность безжалостно пресекается, а политические противники нередко физически уничтожаются. Однако полного контроля за внеполитическими сторонами жизни людей (экономические отношения, духовная жизнь) нет.

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный). Большинство исследователей считают, что этот бесчеловечный режим — порождение XX в., так как именно в новейшее время появились средства и возможности для полного (тотального) контроля государственных органов за всеми и каждым. В своем романе «1984» английский писатель Дж. Оруэлл, описывая жизнь людей в подобном государстве, упоминает, в частности, некий прибор под названием «телескрин». Он находится в каждом доме и позволяет соответствующим «органам» отслеживать все обстоятельства частной жизни людей. Естественно, тираны прошлого и мечтать не могли о таких возможностях.

В реальных условиях подобный всеобъемлющий контроль и подавление всякой индивидуальности достигались, конечно, не с помощью «телескринов». Для этих целей использовались другие, но не менее эффективные средства. Одно из них — насаждение единой идеологии, «обосновывавшей» необходимость и преимущества установленного режима, существование каких-либо иных теорий и взглядов не допускалось. Характерной чертой тоталитарного общества является полная бесконтрольность высшего руководства (вождя, партийной верхушки), которое, сосредоточив в своих руках всю власть, ни перед кем не несет ответственности за принимаемые решения. Поддерживается установленный порядок с помощью мощной карательной системы, массового террора против населения, который направлен не столько на выявление врагов режима, сколько на устрашение людей, подавление их свободной воли.

Печальными приметами тоталитаризма отмечено недавнее прошлое Германии, Италии (фашистский режим), СССР (эпоха сталинизма).

Демократия (от греч. demos — народ и cratos — власть). Обстоятельный разговор о демократичной форме правления и организации жизни общества еще впереди. Сейчас же отметим ее наиболее существенные черты. Прежде всего источником власти признается народ, который осуществляет ее главным образом через своих выборных представителей. Вот почему в условиях демократии такое значение придается организации и проведению выборов при их непременном соревновательном (не менее двух кандидатов на место) характере на основе многопартийности (наличие разных партий позволяет полнее учитывать и выражать интересы отдельных групп населения). Демократическому режиму присущи политическая свобода граждан (право голоса, свобода слова, свобода получения информации, право пребывания на государственной должности, право свободных выборов, создания политических организаций, включая политические партии, и др.) и равенство всех перед законом.

В заключение подчеркнем, что при всех недостатках, которые присущи и этому режиму, он единственный из рассмотренных создает условия не только для влияния государства на общество, но и для воздействия народа на власть.

Наше государство на современном этапе. Сегодня наше общество и государство переживают трудные времена. Те связи, которые строились на подчинении центру, распались. Республики, входившие в состав Союза ССР, заявили о своей независимости и самостоятельности. Но не исчезла необходимость прочных культурных и научных связей, экономического взаимодействия. Это то, что может сблизить народы, объединить их на новой, демократической, основе.

Давно известно: чтобы государство хорошо выполняло свои задачи, защищало права граждан, необходимы три сильные и самостоятельные ветви власти: законодательная, принимающая обязательные для всех законы, исполнительная, проводящая их в жизнь, и судебная, следящая за исполнением законов.

В нынешней Конституции нашей страны закрепляется принцип разделения властей. Законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть. Самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти признаются и за органами судебной власти.

Президент России является главой государства. В соответствии с Конституцией Президент призван, т. е. должен, обеспечивать согласованную деятельность различных ветвей власти, позволяющую бесперебойно работать всему государственному механизму.

Гражданство. Гражданство — это устойчивая политическая правовая связь человека с государством. Быть гражданином — значит пользоваться определенными правами и нести необходимые обязанности по отношению к своему государству. Эти права и обязанности определяются в первую очередь в основном законе страны — Конституции. Среди важнейших прав — право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на свободный труд, право на отдых, образование, свободное участие в культурной жизни общества, право на свободу мысли, совести и религии. Наиболее полно этот комплекс прав представлен во Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г. Конституция Российской Федерации наделяет граждан широкими правами и свободами. Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии.

В то же время каждому здравомыслящему человеку понятно, что нельзя воспользоваться правами, если не выполнять определенные обязанности. Попытайтесь на конкретных примерах раскрыть эту зависимость прав и обязанностей. Подумайте, с выполнением каких обязанностей связано осуществление, например, таких прав, как право на образование, на отдых. Никогда не следует забывать о неразрывности связи прав и обязанностей. Однако есть люди, в том числе и среди молодежи, которые, отстаивая свои права, уклоняются от выполнения обязанностей. Как вы думаете, почему? К каким последствиям это приводит?

Очевидно, государство не может оставаться безучастным к таким явлениям. Оно применяет к гражданину, не выполняющему своих обязанностей, различные меры воздействия, которые могут быть весьма суровыми или относительно мягкими. И конечно, осознание того, что нарушение норм ведет к ответственности за это, удерживает многих от совершения серьезных проступков. Но разве только на страхе неизбежного наказания должен держаться общественный порядок? Конечно, нет. Сознательное и добросовестное выполнение своих обязанностей, основанное на понимании их необходимости и постепенно входящее в привычку, умение пользоваться своими правами не в ущерб окружающим, активное и осмысленное участие в политической жизни страны, в выработке важнейших государственных решений, в последовательном проведении их в жизнь, готовность отстаивать ценности демократии — вот гражданские качества, или, как говорили в старину, добродетели, которые так необходимы сегодня каждому члену нашего общества.

Мы уже установили, что гражданство означает принадлежность человека какому-либо государству и подразумевает права и обязанности, определяющие положение гражданина в государстве с точки зрения законов.

Само право человека на гражданство закреплено в международных документах. Среди них — Всеобщая декларация прав человека, где говорится: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».

Эти положения вошли в новую Конституцию России и начинают претворяться в жизнь. Так, российское руководство вернуло гражданство многим из тех, кто был его незаконно лишен в предыдущие годы. Среди них — всем известные имена: писатель А. И. Солженицын, музыкант М. JI. Ростропович.

В Конституции Российской Федерации указывается, что гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Кроме того, Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

    Основные понятия

  • Государство, суверенитет, монархия, республика, унитарное государство, федеративное государство, авторитаризм, тоталитаризм, демократия, гражданство.

Вопросы для самопроверки

  1. Как поддерживались общественные нормы в первобытном коллективе?
  2. Каковы различные точки зрения на причины появления государства?
  3. На основе каких признаков можно сделать вывод о наличии в обществе государственного устройства?
  4. В чем выражается суверенитет государства?
  5. Каковы основные отличия конституционной монархии от абсолютной?
  6. Чем отличается парламентская республика от президентской?
  7. Какие государства мы называем унитарными?
  8. Что присуще федеративному государственному устройству?
  9. Каковы основные типы политических режимов?
  10. Что общего и каковы различия тоталитарного и авторитарного режимов?
  11. В чем преимущества демократии?
  12. Что значит сегодня быть гражданином?
  13. Как связаны права и обязанности гражданина?

Задания

  1. Широко известны строки из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». Объясните, что значит, на ваш взгляд, быть сегодня достойным сыном Отечества.
  2. Два старшеклассника поспорили по вопросу о роли и месте законов в регулировании общественной жизни. Один утверждал, что законов должно быть как можно больше и они должны быть очень конкретными и подробными. Тогда каждый будет знать, как ему следует поступать в том или ином случае. Так, считал он, если бы у нас был закон, запрещающий курение, то люди в конце концов отказались бы от этой вредной привычки. Другой школьник отстаивал мысль, что дело не в количестве законов. Нельзя устанавливать правила на все случаи жизни. Главное, чтобы соблюдать те законы, которые есть, а в повседневной жизни люди вполне могут полагаться на свой здравый смысл.

    Выскажите вашу точку зрения по затронутому вопросу.

  3. Объясните, какой смысл вы вкладываете в слова «уважение к закону». Почему законы недостаточно просто знать, а необходимо уважать?
  4. В статье 29 Всеобщей декларации прав человека говорится: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других...» Прокомментируйте, как вы понимаете это положение.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru