Учебник для 8-9 классов

Обществознание

§ 20. Государство и экономика

  • Можно и нужно ли управлять экономикой?
  • Зачем мы платим налоги?
  • Сколько денег требуется государству и что делать, если их не хватает?

Зачем экономике государство? Дискуссия о роли государства в экономике имеет длительную историю. До XX в. господствовало мнение, что государство должно как можно меньше «править» экономикой. Правда, ему все же отводилась некоторая роль то «ночного сторожа» капитализма, то «попечителя общественного интереса». Но лишь в XX столетии государство стало необходимой частью самой хозяйственной системы.

Еще в XVIII столетии А. Смит определил следующие основные функции правительства: обеспечение национальной обороны; отправление правосудия; организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам; образование юношества; сбор налогов для оплаты нужд государства. Эти функции и сегодня никто не оспаривает. Но появляются и новые функции, во многом связанные с тем, что наш век принес такие сложные и масштабные проблемы, с которыми по силам справиться лишь государству, способному объединить усилия всех граждан.

Как быть с усиливающимся загрязнением окружающей среды, массовой безработицей, экономическими кризисами? Борьбу с этими «экономическими видами зла» и возлагают все чаще на государство.

Предметом многовековых споров является также вопрос о формах вмешательства государства в рыночные отношения. Как мы выяснили в предыдущем параграфе, в рыночной экономике роль регулятора производства, распределения, обмена и потребления играет сам рынок. Именно он диктует, что, как и для кого производить. Значит ли это, что в странах с рыночной экономикой государство не вмешивается в хозяйственную жизнь общества?

В странах Западной Европы и США до конца XIX в. государство почти не вмешивалось в экономические процессы. Однако со временем свободная конкуренция привела к появлению крупных фирм, которые начали контролировать целые отрасли (такие фирмы называются монополиями) и навязывать рынку высокие, выгодные им цены. Появилась потребность в защите экономических интересов предпринимателей и потребителей. Свободная конкуренция привела к крайностям — богатству и бедности. Государство стремилось сгладить экономическое неравенство между людьми. Углубляющиеся проблемы окружающей среды также неизбежно требовали вмешательства государства, устанавливающего правила природопользования для промышленных фирм и наказания за нарушение этих правил.

Эти и другие причины привели к тому, что сегодня государство в странах с рыночной экономикой выполняет гораздо больше функций, чем называл А. Смит.

Спор экономистов о степени вмешательства государства в рыночные отношения продолжается до сих пор. Одни утверждают, что государство должно отчасти само решать проблему рационального распределения ресурсов. Другие считают, что функции государства должны сводиться к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничивать власть фирм-диктаторов (монополистов) на рынке.

В итоге дискуссий стала преобладать точка зрения, согласно которой государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственные рыночные механизмы срабатывают плохо или не работают на пользу общества. Основные экономические задачи, решаемые сегодня большинством государств мира, можно свести к следующим: перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций; перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом; организация производства общественных услуг, предоставляемых государством всем гражданам на равных началах (например, бесплатное образование, оборона, строительство железных дорог, освещение улиц).

Справляться с этими задачами государству помогает большой набор различных средств, и в первую очередь механизм налогообложения.

Налоговая система. Налоги являются главным источником средств для государства. Налог — это определенная сумма денег, которую каждому производителю товара, получателю дохода, владельцу того или иного имущества (строение, транспортное средство и др.) необходимо уплатить государству.

Налоги появились на свет с возникновением, образованием государства. Вспомните, что пошлины и подати уплачивались еще в Древней Руси. В современном мире существует целая система налогов. Например, только в России сегодня взимается несколько десятков различных налогов, однако эта система мало чем отличается от использовавшейся еще в Римской империи. Так, римляне пользовались прямыми и косвенными налогами, существующими и сегодня в большинстве стран мира.

Прямые налоги взимаются непосредственно с какого-то дохода или имущества в установленном размере. Все предприятия и организации платят налог на прибыль, а население — подоходный и поимущественный налоги. Предком современного подоходного налога является подушная подать, т. е. налог, взимаемый с каждой «живой души». Вспомните, кто и когда ввел в России подушную подать. Плательщиками необходимого налога являются все граждане, имеющие какие-либо доходы: зарплату, премии, доходы от предпринимательской деятельности и др. Поимущественный налог распространяется, как правило, на строения, наследства, транспортные средства и другие материальные ценности. Прямым налогом облагаются и фирмы: это налог на прибыль.

Налоги на продажи товаров и услуг называются косвенными (по отношению к доходу). Взимание косвенных налогов не связано с учетом доходов или имущества. Они существуют в виде надбавок к цене определенных товаров и достаются государству. Таким образом, косвенные налоги целиком перекладываются на потребителя. Обычно они существуют на товары, потребление которых устойчиво, легко контролируется (в истории ими были соль, спиртные напитки и табачные изделия). Косвенным налогом является также таможенная пошлина, т. е. плата, взимаемая с владельца товара иностранного производства, ввозимого в страну для продажи.

Государство может снижать налог или освобождать от него отдельные виды деятельности. Льготное налогообложение, например, может быть предусмотрено для малых предприятий, а также для предприятий, использующих преимущественно труд инвалидов, пенсионеров. Налоговые льготы иногда предоставляются начинающим свое дело предпринимателям. Подумайте, как это влияет на их деятельность.

За счет налоговых поступлений государство финансирует расходы, связанные с обороной страны, использует часть этих средств на образование, здравоохранение, науку, охрану окружающей среды.

Система налогообложения имеет древние корни, а люди, работающие в этой сфере, накопили огромный опыт. Однако до сих пор идут споры о том, как ее совершенствовать. С одной стороны, чем большую долю от доходов граждан и фирм государство сосредоточивает в своих руках, тем активнее оно может поддерживать развитие в стране образования, науки, помогать пенсионерам, инвалидам, сиротам и т. д. С другой стороны, имеющийся мировой опыт подсказывает, что, чем меньше налоговый гнет на экономику, тем быстрее она развивается. Особенно остро эта проблема сегодня стоит перед Россией.

Государственный бюджет. Подобно тому как каждая семья старается заранее планировать и соизмерять свои будущие расходы с доходами, так и правительства составляют специальный финансовый план. Такой план, сводящий воедино доходы и расходы будущего, называется бюджетом. Бюджеты составляют как центральное правительство (государственный бюджет), так и местные органы власти (местные бюджеты).

Государственный бюджет — сводный план сбора доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. Он утверждается парламентом, т. е. высшей законодательной властью страны, а правительство отвечает за его исполнение. Государственный бюджет очень важный документ, по которому можно судить о состоянии финансов целой страны.

Источники поступления средств бюджета называются статьями дохода, а то, на что эти средства тратятся,— статьями расхода. Поскольку бюджет составляют заранее, он во многом напоминает прогноз и далеко не всегда исполняется в точности. Но после его утверждений правительство уже не имеет права использовать средства бюджета, предназначенные на одни цели, для решения других задач.

Основной источник доходов бюджета — налоги. Так как мы рассмотрели выше налоговую систему, то остановимся подробнее на расходных статьях бюджета. Поскольку имеющиеся в распоряжении правительства средства ограниченны, оно вынуждено их тратить лишь на самые первоочередные задачи. О последних и можно судить по расходным статьям бюджета.

Например, значительная доля расходов российского бюджета приходится на государственную поддержку отраслей хозяйства: на строительство новых и реконструкцию старых предприятий. Другие крупные статьи расходов — оборона страны, погашение государственного внешнего долга (выплаты, производимые иностранным гражданам, фирмам, государствам, по долгам государства, сделанным ранее), а также внутреннего долга (взятого у населения своей страны, например, в виде государственных займов). Следующими, в порядке уменьшения доли расходов бюджета, являются затраты на поддержание правопорядка и содержание органов государственного управления, судебной системы, а также финансирование государственных предприятий социальной сферы, прежде всего здравоохранения, образования, социального обеспечения.

Многие страны зачастую попадают в ситуацию, когда необходимые расходы оказываются больше возможных доходов. Эта ситуация называется дефицитом бюджета. Государственный бюджет нашей страны несколько лет имел большой дефицит. Это значит, что каждый год не хватало денег, чтобы покрыть расходы, связанные с выплатой пенсий, стипендий, содержанием армии, школ и больниц и многими другими нуждами. И только с 2000 г. наметилась тенденция к изменению такого положения.

Много острых споров идет на стадии составления проекта государственного бюджета и его прохождения через парламент для обсуждения и принятия в качестве закона на предстоящий год. И главным камнем преткновения здесь является все тот же вопрос: как разработать бездефицитный бюджет — за счет увеличения доходов (это, как правило, рост налогов) или сокращения расходов (это «удар» по пенсиям, стипендиям и т. п.).

Как же государство может справиться с дефицитом своего бюджета?

Мировая практика подсказывает некоторые способы решения этой проблемы: сокращение бюджетных расходов; изыскание источников дополнительных доходов; одалживание денег у граждан, банков, организаций других государств. Последний способ, как ни странно, чаще всего используется государством. У кого оно берет деньги в долг? Прежде всего у собственного, т. е. государственного, банка. Этот путь использует сегодня и Россия. Другой источник — одолжить у граждан и хозяйственных организаций страны, например, через продажу облигаций государственных займов. Облигация — документ, удостоверяющий факт получения денег в долг, гарантирующий срок его возвращения и выплату владельцу облигации определенной суммы за использование одолженных денег. Эти способы позволяют законно и выгодно привлекать деньги в государственный бюджет, используя их для развития экономики.

    Основные понятия

  • Экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, государственный долг.

    Термины

  • Налог, прямой налог, косвенный налог, облигация.

Вопросы для самопроверки

  1. Назовите круг проблем, регулируемых любым государством.
  2. Какие механизмы воздействия на экономику может использовать государство?
  3. Нужна ли рынку «государственная рука»?
  4. Зачем и сколько необходимо государству собирать налогов?
  5. Можно ли и как, если можно, уменьшить дефицит государственного бюджета?

Задания

  1. Приведите примеры общественных благ, которые могут быть обеспечены гражданам государством, но не могут быть переданы на усмотрение частных фирм.
  2. Выберите правильный ответ.

    Главной целью политики государства в отношении монополий является:

    1. ликвидация крупных предприятий;
    2. наказание монополистов;
    3. поддержание конкуренции;
    4. увеличение поступлений в бюджет.
  3. Отдельные предприятия и граждане стремятся уклониться от уплаты налогов. Аргументируйте, что заставляет их так поступать. Выскажите ваше отношение к затронутой проблеме.
  4. Подумайте, как повлияют на жизнь вашей семьи следующие изменения в бюджетной политике государства: сокращение расходов на образование, увеличение подоходного налога с граждан и предприятий, увеличение расходов на содержание судебной системы и органов правопорядка.
  5. Познакомьтесь с некоторыми статьями расходов российского бюджета 2001 г.: национальная оборона—18%; государственное управление — 3,3%; правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства —11%; образование — 4%; социальная политика — 9%; обслуживание государственного долга — 20%; охрана окружающей природной среды и природных ресурсов — 0,3%.

    На основе этих данных сделайте выводы о первоочередных расходах Российского государства.

 

Рейтинг@Mail.ru