Учебник для 8-9 классов

Обществознание

§ 2. Что человеку нужно?

  • Что нужно человеку для нормальной жизни?
  • Почему у разных людей разные потребности?
  • Могут ли потребности быть разумными и неразумными?
  • Может ли труд быть потребностью человека, или это только необходимость?

Нужду человека в чем-либо можно назвать потребностью. Значит, можно поставить вопрос по-иному: каковы потребности человека?

Вдумаемся в воображаемый разговор вашего сверстника со старшим товарищем:

— Можно ли ответить на вопрос, что человеку нужно? Ведь у каждого есть свои желания. Одному нужна интересная книга, другому — магнитофон, третьему — компьютер...

— Да, но почему ни у кого нет потребности, например, получить в подарок каменный топор?

— А кому он сейчас нужен?

— Вот именно. Представим себе первобытного человека. Как ты думаешь, обрадовался бы он такому подарку?

— Еще бы! Этот предмет был в числе самых необходимых в его жизни! А изготовить его было очень трудно.

— А могла ли у первобытного человека возникнуть потребность в магнитофоне, компьютере?

— Конечно, нет! Он и представить себе не мог такие вещи.

— Значит, мы должны сделать важнейший вывод: потребности человека не могут быть одинаковыми во все времена. Напротив, они меняются с течением времени, даже в пределах того или иного исторического периода, не говоря уже об исторической эпохе. И еще: потребности зависят от условий, в которых живут люди, от уровня развития хозяйства.

— А у современного человека есть потребность иметь множество различных вещей?

— Есть, конечно. Но важно понять основное: зачем человеку эти вещи? Если книги нужны, чтобы похвалиться перед гостями наличием в доме редких изданий,— это одно. А если для того, чтобы читать,— это другое. Одно дело, когда человек выбирает себе костюм, чтобы его внешний вид был приятен окружающим, и совсем другое, когда он действует по правилу «все носят такие костюмы». Значит, мы должны выяснить, какие потребности рождает желание иметь какую-то вещь: потребность в знаниях или потребность в прекрасном, потребность любым способом выделиться из массы других людей или потребность быть «как все».

Нельзя говорить только о материальных нуждах, о потребности в вещах. Конечно, человеку необходимы пища, жилище, одежда, обувь. Но и эти физические, или первичные, потребности очеловечены: человек вряд ли будет рвать зубами сырое мясо, он воспользуется ножом и вилкой; он не станет пить из лужи; ему нужны не только стены и крыша, защищающие от холода и непогоды, но и определенные удобства.

Кроме материальных потребностей, есть и возникающие только в обществе социальные потребности: в общении с другими людьми, в общественной деятельности, общественном признании и др.

Среди социальных потребностей особо выделяются разнообразные духовные потребности: в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного. У многих людей есть важнейшая потребность здорового человека: потребность в труде.

— А можно ли считать ее потребностью? Просто люди работают, чтобы получить средства для приобретения пищи, одежды... Некоторые с удовольствием не работали бы.

— Да, для многих людей труд лишь необходимость, и они работают без собого желания. Но есть и другие люди, для которых труд — радость, источник удовлетворения, способ раскрыть свои возможности. И конечно, следовало бы удовлетворять материальные потребности разных людей в соответствии с количеством и качеством их труда. Кто больше и лучше работает, чей труд более сложный и тяжелый, тот и должен иметь большие возможности для удовлетворения других своих потребностей. Однако для этого необходим соответствующий уровень развития экономики.

— Но ведь может так получиться, что тот, у кого самые большие потребности, имеет меньше возможностей для их удовлетворения, чем другой, имеющий очень ограниченные потребности.

— Пока иначе быть не может. Но тут мы подошли к важному вопросу. Вспомним «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина: сначала старухе понадобилось новое корыто, затем изба, далее она пожелала стать столбовою дворянкой, потом потребовала, чтобы золотая рыбка сделала ее царицей, а когда все это она получила, захотела стать владычицей морской, у которой золотая рыбка служила бы на посылках. Некоторые люди подобны этой старухе: для них существует лишь слово «хочу!». А думающие люди поняли, что потребности должны быть разумными.

— А что это означает?

— Ну, во-первых, разумные потребности связаны с пониманием того, что возможности удовлетворения всех человеческих потребностей ограничены имеющимися природными ресурсами. Так, разумно требование, чтобы каждый человек мог по вкусу приобрести удобную и красивую одежду. Но нелепо требовать, чтобы каждому дали возможность иметь шубу из соболиного меха,— соболей столько на Земле нет, и возможности их разведения ограничены. Во-вторых, разумной является потребность иметь нормальные условия жизнедеятельности. Например, обеспечить гигиенические условия на производстве или иметь для семьи отдельную квартиру. В-третьих, эти потребности не должен противоречить нравственным нормам общества, причинять неудобства другим людям. Потребность человека слушать музыку вполне разумна, но при условии, если он не заставляет ее слушать тех, кто в это время нуждается в покое и отдыхе. В-четвертых, и это главное, разумны те потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: способности трудиться, тяги к знаниям, стремления к прекрасному, желания приносить людям добро.

Если потребности в пище, одежде, жилище естественны, но имеют разумные границы, то потребности человека в знаниях, в творческой деятельности, в красоте беспредельны.

— У некоторых людей есть потребность в курении...

— А это уже ложная потребность: организм человека не нуждается в табачном дыме, напротив, курение наносит лишь вред курящему и окружающим людям. Хотя у курящих вырабатывается привычка, которая создает ощущение нужды в сигарете. На деле, повторяю, это лжепотребность.

— А если у человека нет ложных потребностей, значит ли это, что человеку нужно немногое?

— Это зависит от его ценностных ориентаций.

— Речь идет о ценных вещах, деньгах, золоте?

— Нет, не об этом. У каждого человека есть собственные жизненные ориентиры. По ним он сверяет свою жизнь, как путник, который постоянно держит в поле зрения ориентиры на местности, чтобы не заблудиться. Когда говорят о ценностных ориентирах, имеют в виду вопрос: что в окружающей жизни, в поведении других людей человек считает особенно важным, значимым, предпочтительным для себя? Например, одного человека привлекает в людях ум, другого — физическая сила. Один предпочитает книги детективного жанра, другой — «про любовь». Значит, ценностные ориентиры и потребности человека десно связаны между собой.

Человек идет в гости к знакомым: что для него наиболее значимо — вкусное угощение или содержание беседы? Многочасовая игра в карты или просмотр репродукций картин? Ценностные ориентиры являются регулятором поведения человека. Если для человека особо значимо приобретение вещей, то у него преобладают материальные потребности. Если его привлекают знания и творчество, то у него формируются различные духовные потребности, которые делают жизнь наполненной, интересной.

Подумайте над следующими словами общественного деятеля и публициста начала XX в. А. В. Луначарского:

«Разве человек живет для того... чтобы каждый день надевать брюки, среди дня съедать кусок мяса, а вечером ложиться в постель? Нет. Все это только средство для того, чтобы добиться счастливой жизни.

Человек живет не ради этих средств. Ему надо одеваться, питаться, отдыхать и работать для того, чтобы развертывать свои познания, развивать чувства, ощущения, чтобы узнать счастье, быть счастливым и дать это счастье другим».

    Основные понятия

  • Потребности, ценностные ориентации.

    Термины

  • Материальное, духовное.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое потребности человека?
  2. Чем материальные потребности отличаются от духовных?
  3. Почему духовные потребности включаются в число социальных?
  4. Какова связь между трудом и удовлетворением различных потребностей?
  5. Какие потребности признаются разумными?
  6. Что такое ложные потребности?
  7. Какую роль в жизни человека играют ценностные ориентиры?

Задания

  1. Семьдесят лет назад 88 старшеклассников попросили ответить в письменном виде на вопрос: «Что бы мне в жизни хотелось иметь больше всего?» 28 человек из них написали: богатство, деньги, вещи. Подумайте, если сегодня повторить этот письменный вопрос, то богатство поставит на первое место большее или меньшее число опрошенных. Объясните, на чем основано ваше мнение.
  2. Предположим, что по лотерейному билету вы выиграли сумму, равную двадцати минимальным зарплатам. Составьте план, как вы израсходуете эти деньги.
  3. В газету пришло письмо от ученицы восьмого класса. Она спрашивала: «С кем дружить? Нравится мне Коля, интересно с ним. Но одет несовременно, даже джинсов нет. Засмеют подруги». Охарактеризуйте ценностные ориентиры автора письма и ее подруг.
  4. Л. Н. Толстой писал: «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности состав* ляют благо».

    Соотнесите слова Л. Н. Толстого с материалом этого параграфа.

  5. Подумайте, можно ли сказать, что естественные потребности человека одинаковы с потребностями животных. Назовите потребности, которые более всего, с вашей точки зрения, отражают в человеке его человеческие качества.

 

Рейтинг@Mail.ru