Учебник для 8-9 классов

Обществознание

Выводы к главе III

  1. Человек по самой своей природе — существо общественное. Для полноценного существования он нуждается в постоянном контакте с себе подобными. А одиночество он переживает как состояние дискомфорта. В ходе таких контактов человека с другими людьми складываются определенные связи — отношения. Отличительной особенностью межличностных отношений является их взаимный характер.
  2. Межличностные отношения непосредственно проявляются в общении. Под общением понимают не только обмен информацией, но и определенными результатами психической деятельности — мыслями, суждениями, чувствами, оценками и т. п. Особая роль принадлежит общению в юности, когда происходит интенсивное развитие личности. Общаясь, человек стремится к взаимопониманию, получает возможность проявить себя с желательной стороны, обретает друзей, добивается признания окружающих. Но общение приносит радость только в том случае, когда удается найти общий язык (в самом широком смысле слова). Отсутствие же культуры общения порождает межличностные конфликты.
  3. Конфликт — осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп. Умение строить свои отношения так, чтобы конфликт не разрушал общение, а помогал находить компромиссное решение,— большое искусство. Уважение к человеку, признание за ним права на собственное мнение, гуманный взгляд на отношения между людьми помогают даже в сложных ситуациях оставаться на высоте положения человека мыслящего и чувствующего.

  1. Общение и межличностные отношения проявляются в малых группах. Именно в таких объединениях людей по совместной деятельности и общению, в которых не более 7—9 человек, устанавливаются непосредственные контакты, там же порой возникают и острые межличностные конфликты. Группа бывает устойчивой, стабильной, если ее членов объединяют общие интересы, общие устремления и ценности. Такие общие установки и правила называют групповыми нормами.

    Группы могут существовать достаточно долго или распадаться по прошествии короткого времени, они могут различаться по своему назначению, стилю отношений и т.д., но без них не бывает общества. Они непременный элемент общественного устройства.

  2. Как бы ни были важны для межличностного взаимодействия группы, самые тесные и самые значимые отношения человека всегда избирательны, эмоционально окрашены. Такими значимыми и волнующими являются отношения дружбы и любви. Дружба — великая ценность и дорогой дар, которого удостаивается тот, кто сам умеет и хочет дружить.

    Еще более важный и дорогой подарок судьбы — любовь. Ей посвящены самые возвышенные и самые горькие строки поэзии, она вдохновляла художников и музыкантов. Наконец, без нее не бывает человеческого счастья, а жизнь без любви пуста и безрадостна. Даже тогда, когда кажется, что она прошла мимо, она где-то заблудилась, что она просто не встретится, остается надежда и светлая мысль о том, что любовь, даже любовь без взаимности, помогает душе пробудиться, а самому человеку стать лучше.

  3. Из всех малых групп, в которых в течение жизни участвует человек, семья — fa группа, в которой все начинается, так как все в жизни начинается с детства. Отношения в семье, состояние каждого человека в ней, семейные роли, взаимная забота или равнодушие влияют не только на родственные связи, но и на стиль поведения, характер, наклонности человека, растущего в семье. Общественный долг человека прежде всего проявляется по отношению к тем членам общества, с которыми он встречается раньше всего,— родителям, братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам.

Вопросы для итогового повторения

  1. В чем заключается роль взаимопонимания в межличностных отношениях?
  2. Каковы содержание, форма и культура общения?
  3. Чем вызываются конфликтные ситуации в общении? Каковы способы их разрешения?
  4. Какие виды малых групп существуют? Что их роднит, что отличает друг от друга?
  5. От чего зависит самочувствие человека в группе?
  6. Чем объяснить, что истинная дружба несовместима с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием?
  7. Почему необходимо бережное отношение к юношеской любви?
  8. Какую роль семья играет в обществе?
  9. Что такое психологический климат семьи, чем он определяется?

 

Рейтинг@Mail.ru