|
|
Учебник для 8-9 классов ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ§ 14. Бесценный дружеский союз
Дружба как межличностное отношение. Нет на Земле человека, который бы не задумывался, что же такое дружба, в чем ее притягательная сила, ее непреходящая ценность, ее духовное обаяние. И почему, если нет друга, так его не хватает?
Не хватает, даже если сложились отношения в коллективе, если есть круг знакомых и приятелей, если существует взаимопонимание с родителями, братьями и сестрами? «В отличие от деловых отношений, основанных исключительно на общности занятий и соответствующем разделении обязанностей, дружба — отношение всецело личностное, которое само по себе является благом. В отличие от родства или товарищества, обусловленного принадлежностью к одному и тому же коллективу, связанному узами групповой солидарности (от франц. solidarity — единодушие, общность интересов, активное сочувствие чьим-либо действиям или мнениям), дружба индивидуально-избирательна, добровольна, основана на взаимной симпатии. Дружба — отношение глубокое и интимное, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь» — так оценивают дружбу ученые-психологи. Благородное и требовательное, это чувство возникает на основе более простых отношений. Что, например, связывает вас с другом? Вы сразу назовете совместную деятельность, принадлежность к одному коллективу. Скорее всего, вы и живете недалеко друг от друга. Значит, есть «пространственная близость», облегчающая регулярное общение. И обязательно укажете, сходны или различны вы как личности, что вас интересует, что волнует, что сближает. Иными словами, что вы нашли в друге: свое дополнение или сходство с собой? Качества, которых у вас нет? Все это — предпосылки дружбы. Но к ним обязательно добавляются мотивы дружбы, без которых ее просто нет. Какие же мотивы для вас предпочтительны? Прежде всего юношескую дружбу определяет мотив взаимопомощи и верности. «Друг поможет», «друг не обманет» — убежден каждый. Затем — внутренняя близость. «Друг — человек, который меня понимает», «друг — это тот, кто меня любит»,— говорите вы. Причем ученые проследили объективную, не зависящую от нас, закономерность: от седьмого к десятому классу значение второго мотива — внутренней духовной близости — возрастает. Возрастает и желание доверительности, внимания, сопереживания. Ученый психолог и социолог И. С. Кон утверждает, что в юности психологическая близость с друзьями (включающая и меру понимания вас другом, и меру вашей собственной откровенности с ним) максимальна и превосходит все прочие отношения. От друга старшеклассник ждет оценок (себя как человека, как личности), близких к его самооценке, а иногда и превышающих ее. Это значит, что юношеская дружба нужна, необходима. Она поддерживает самоуважение личности. Вместе с тем дружба одновременно школа самораскрытия и школа понимания другого человека. Иногда предпочитают друга постарше. Обычно это человек, на которого хочется равняться, брать с него пример, а иногда и видеть в нем советчика и защитника. Почему мы дорожим дружбой? Дружба с младшим по возрасту, если она есть, выявляет лучшие качества старшего друга, он чувствует себя взрослым и ответственным за младшего. Мужская дружба, как принято считать, более сдержанна и сурова. Для нее важно взаимопонимание, основанное на общности взглядов, интересов. Девочки же хотят сходства в чувствах, в переживаниях, их очень интересуют оттенки в дружеских отношениях. В их дружбе сильнее эмоциональное начало. Поэтому-то и виден всем различный рисунок дружбы у мальчиков и девочек, разное поведение друзей. Но это ничуть не влияет на крепость истинной дружбы. Возможна ли дружба между мальчиком и девочкой? Такой вопрос считается классическим для школьных диспутов. Сами мальчики и девочки, в большинстве своем, отвечают на него утвердительно («да, возможна»). Однако это ответ теоретический, ибо на практике две трети городских десятиклассников и свыше половины девятиклассниц вообще не имеют друзей «из другой половины». Как-то в девятом классе одной московской школы провели анкетный опрос (анкетирование). Вопросы были такие: есть ли у тебя друзья? Если нет, то почему? Каким бы ты хотел видеть своего друга? Чего бы ты хотел от друга? На что готов для друга? Выяснилось: для друга готовы на все, даже на смерть. Требуют же от друга немногого: понимания. Немногого? Задумайтесь, сколько разных составляющих включаем мы в это понятие. От друга ждут верности — доверяют как самому себе. У друга ищут поддержки — помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью, он примет ее как свою. Друг поймет заветные мечты... Через друга стараются понять самого себя. Может ли друг быть завистливым? А высокомерным? Или злобным и самовлюбленным? Также не соединяются со словом «дружба» жадность и хвастливость, тщеславие и зазнайство, мелочность и черствость. Из опыта жизни люди знают, что подлинной основой дружбы является взаимная поддержка, взаимное уважение. Истинная дружба свободна от притворства и поддакивания. Настоящая дружба правдива и отважна. Друг — это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить, должен посмотреть в себя, в себе найти ответ: готов ли он встретить друга? И не от того ли, что не все умеют поговорить с самими собой, сетуют подчас: «Не могу найти друга»? Или шлют взволнованные письма в редакции: «нет друзей», «одиноко»? Пишут, тревожатся: почему же с ними не дружат? Разговор с самим собой должен быть решительным и нелицеприятным. Интересен ли я самому себе? Не скучно ли мне с собой? Умею ли я общаться с собой? Ведь именно с тем, что как бы собрано в человеке, выходит он к людям, только своими положительными человеческими качествами он может заслужить дружбу. Бывает, встречается вам человек общительный, доброжелательный, внимательный. Он и советы дает, и слушает всех, и помощь обещает, и развеселит, и уговорит... А вот другом его назвать — душа не лежит. И только потому, что, общаясь с вами, принимая участие в ваших заботах, он в действительности занят только собой. Он вам не сочувствует по-настоящему — он чуток только к себе, слышит только себя. Дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на место друга. Иначе и быть не может: друзья живут, воздействуя друг на друга, и каждый стремится быть нужным другому. Обычно старшеклассники строго разграничивают друзей и просто приятелей. Вместе с тем не так уж редко за дружбу выдают привычку встречаться, чтобы послушать музыку, готовить вместе уроки, делиться впечатлениями. Хотя такие отношения и приятны, и важны, но их скорее можно назвать товарищескими. Бывает у каждого: хочется шума, шуток, веселья, споров — тогда идут к товарищам. Но задумайтесь, есть ли у вас тяга всегда быть на людях, не побег ли это от самого себя? Это лишает человека неоценимого дара — услышать себя наедине с собой. А как это важно! Собственные мысли и чувства, подчас разные и противоречивые, анализ собственных поступков и побуждений, честная и свободная оценка самого себя многому научат. Умение понимать себя — залог умения понимать другого. Потому-то, верно, и живет мнение, что друзья познаются в беде, в тяжелую минуту. Тогда-то и проявляется способность человека оценить случившееся чувствами, умом, болью друга... Однако существует мнение, может быть, не менее справедливое. Дружба испытывается не только бедами, но и обыденными мелочами. Причем испытание мелочами, пожалуй, проходит труднее. Почему-то именно по пустякам, по недоразумению чаще всего и ломаются отношения: несправедливость, невнимание, забывчивость, необязательность — сколько за ними высказанных и невысказанных обид, огорчений. Из-за них, случается, рвутся казавшиеся крепкими связи. Берегите друзей! Выбирайте их не спеша, но еще меньше торопитесь расставаться с ними.
Что равнодушья мерзей? Люди сильны испугом Вдруг потерять друзей. В битвах и перед казнью Или на Млечном Пути Люди сильны боязнью В чем-то друзей подвести. Так поэт Е. Евтушенко выразил отношение людей к ценности дружбы. Дружба проверяется временем... Человек со временем становится более избирательным, сдержанным. Естественно, и дружба становится сдержаннее, строже, взыскательнее, ответственнее. Взрослый яснее, чем юноша, осознает, что трудно найти другого, похожего на тебя как две капли воды в восприятии жизни, в отношении к миру, в оценках реальности. К тому же со временем появляются новые друзья. С одними из них связывают новые увлечения, с другими — общее дело, интересы, с третьими — духовные переживания. Но старый друг всегда первый среди равных. Это надо помнить, особенно в юношеском возрасте, в молодые годы. Ведь в зрелом возрасте уже труднее завязывать близкие отношения, труднее и подарить, и завоевать глубокую привязанность. Не случайно говорят: «Старый друг лучше новых двух».
Основные понятия
Термины Вопросы для самопроверки
Задания
|
|
|