Учебник для 8-9 классов

Обществознание

§ 12. Радости и сложности общения

  • Когда «молчание — золото»?
  • Почему нельзя прожить без общения?
  • Как избежать неудачи в общении и получить от него радость?

Необходимость общения для человека. «Общение» — это широкое и многоплановое понятие. Когда человек читает книгу, происходит общение, причем не только читателя с писателем, но и с героями, созданными им. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом — все это общение. Существует и выражение «общение с природой».

При всех различиях в понимании слова «общение» оно означает обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности — усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

Человек нуждается в общении с другим человеком с момента своего рождения; учеными установлено, что с 1,5—2-месячного возраста развитие ребенка происходит прежде всего в общении со взрослыми. Недостаток такого общения может в дальнейшем привести к серьезным отклонениям в развитии.

Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для человека любого возраста, особенно оно важно и желательно в пору юности. Недаром у всех народов самым тяжким наказанием является одиночное заключение.

Какую же роль играет общение в межличностных отношениях? Через общение человек получает знания об окружающем мире, с помощью общения происходит передача опыта, усвоение тех культурных, нравственных ценностей, которые выработаны человечеством. Благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения, усваивают правила поведения, применяют их на практике. Такие важнейшие качества человека, как принципиальность, отзывчивость, честность, доброта, не только проявляются, но и формируются в общении. Без него они превратятся в отвлеченные понятия. Недаром говорят, что легче любить все человечество, чем соседа по квартире. (Кстати, почему человечество подчас любить легче?)

Общение способствует развитию интересов человека или, наоборот, может тормозить его. Обратите внимание, что в группах подростков, увлекающихся чем-либо, возникает стремление поделиться своими знаниями. И напротив, в тех компаниях, где не принято интересоваться серьезной литературой или классической музыкой, те, у кого такие интересы есть, нередко скрывают их, чтобы не выглядеть белой вороной. В результате само общение обедняется.

Любой человек оценивает себя как бы глазами других людей. Чем разностороннее круг общения, тем разнообразнее сведения, которые получает человек о себе самом.

Многим людям неуютно среди других людей именно из-за неумения общаться. Что же помогает и что мешает общению?

Культура общения. Для человека важно полноценное настоящее общение. А оно, в свою очередь, зависит от содержания. Под содержанием общения понимается то, что сообщается и как сообщается.

Оказывается, для полноценного общения мало иметь какие-то знания, информацию, важно уметь сообщить людям эти сведения. И здесь необходимо не только обладать культурой речи, но и уметь (и хотеть) учитывать интерес других к вашим сообщениям. Именно об этом говорил Л. Н. Толстой, утверждая, что не от недостатка ума нет разговора, а от эгоизма. Всякий человек хочет говорить о себе или о том, что его занимает.

Попробуйте сами поставить себе задачу — какое-то время в общении говорить только о другом человеке, его интересах, переживаниях. Вы увидите, что это нелегко.

Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения.

Древние заповеди общения гласят, что тому, кто хочет получать удовольствие от общения, необходимо:

  • доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что человек, с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться;
  • уважение к тому, с кем общаешься, признание того, что человек — высшая ценность, и общаться с ним надо бережно и вежливо.

Есть еще одна важная черта культуры общения, которую вы ожидаете от других всегда, но гораздо реже демонстрируете сами,— уступчивость. Иногда общение сравнивается с танцем. Для его успешного исполнения важно вовремя отступить, пропустив партнера, сделать это с желанием и тактом.

В общение следует вступать без предвзятости, т. е. заранее принятого отрицательного отношения. М. Горький советовал: «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего».

Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому.

Очень хорошо о настоящей культуре общения сказал писатель М. М. Рощин: «Секрет интеллигентности прост: внимание. Если вы будете внимательны к любому человеку, вступая во взаимоотношения,— будь то случайный попутчик в трамвае или родная мать,— то это и будет ключ поведения. Попробуйте. Если исходить из того, что любой человек так же сложен, интересен, глубок, раним, как вы сами, то вы не сможете ни за что, ни про что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану». И далее: «Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать, не разорвать, а склеить».

Как избежать конфликта? Общение — сложное искусство. Там, где не хватает культуры общения, могут возникать конфликты. Источники конфликтов могут быть самые разные. Ученые выделяют несколько наиболее общих. Вам будет полезно узнать, что источником конфликтов нередко является несовпадение мнения других о вас и вашего о себе. Прослежена такая закономерность, что людям свойственно переоценивать свое положение в коллективе, особенно если к человеку относятся неудовлетворительно. Члены же коллектива, к которым отношение благоприятно, склонны свое положение недооценивать. Не правда ли, это несколько неожиданно? Общаясь в коллективе, подумайте, как к вам относятся окружающие и почему.

Исследователи сравнили, как человек оценивает себя и как оцениваются его качества в коллективе. Совпадали ли мнения о себе с мнением коллектива? Оказалось, мужчины по сравнению с коллективным мнением — мальчики, учтите это! — переоценивают свои интеллектуальные качества и привлекательность. Женщины скромнее, именно к этим качествам они наиболее требовательны и склонны их занижать.

В развитии конфликтной ситуации в общении можно выделить три фазы:

I. Определение, осознание участниками общения ситуации как конфликтной.

Один из друзей не мог пойти гулять в тот момент, когда его приглашал другой. Друг обиделся и повесил трубку (разговор шел по телефону). Эта ситуация сама по себе еще не является конфликтной, таковой ее воспринял один из участников общения. Следовательно, на этой фазе конфликт может возникнуть, но может и не возникнуть, его можно избежать, если в самом начале не идти на конфликт.

II. Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Осознавая ситуацию как конфликтную, участники общения могут выбрать один из вариантов.

    Первый вариант — уход от ситуации. В нашем случае один из друзей прекратил общение, повесив трубку. В результате конфликт снимается за счет распада дружеской пары. Если говорить о стратегии поведения, видимо, это не лучшая стратегия. Она оправдывает себя лишь в крайних случаях.

    Второй вариант — отношения «переговоров» или «торга», в результате каждая сторона может получить если не все, к чему стремится, то хотя бы какую-то часть, которая может ее удовлетворить (выйду гулять, когда сделаю уроки).

    Третий вариант — отношения «борьбы», или собственно конфликтные, связанные со стремлением каждого участника непременно получить максимум желаемого без каких-либо уступок.

III. Выбор способов действия, если выбрана стратегия «переговоров» или стратегия «борьбы» для получения максимума желаемого.

На этой стадии, как ни на какой другой, определенная культура общения, которой обладают участники взаимодействия, оказывает решающее влияние и на поведение людей, и на те средства, которые они считают наиболее приемлемыми для разрешения конфликта.

Одним из важнейших условий нормального разрешения конфликтных ситуаций является овладение умением спорить.

Вот правила спора:

  1. Спор может проводиться только после предварительного согласия обеих сторон, выяснение отношений должно осуществляться как можно быстрее после возникновения конфликтной ситуации («здесь и теперь»).
  2. Тот, кто начинает спор, должен заранее ясно представлять то, о чем ему предстоит спорить, и ту цель, которую он хочет достигнуть.
  3. Стиль спора должен быть конкретным, речь должна идти о проблеме, актуальной для обоих участников.
  4. Оба должны принимать активное участие в споре. Каждый участник должен говорить о себе без «шума», с хорошей «обратной связью» (не только говорить самому, но и слушать собеседников).
  5. Аргументы должны быть деловыми, участники должны придерживаться правил честной игры. Нарушение этих правил — использование аргументов, не относящихся к делу или имеющих цель уязвить противника, использование обобщений типа «никогда», «всегда», «все они такие».

Дискуссия даже на самую острую тему не превратится в ссору, если собеседники будут только защищать свою точку зрения, а не критически оценивать каждого участника дискуссии.

    Основные понятия

  • Общение, межличностные конфликты.

    Термины

  • Конфликтная ситуация, стратегия поведения.

Вопросы для самопроверки

  1. Что включает в себя общение в широком смысле слова?
  2. Что включает общение в узком значении слова?
  3. Почему общение необходимо человеку?
  4. Каковы слагаемые культуры общения?
  5. Чем вызываются конфликты в межличностном общении?
  6. Какие виды стратегии поведения в конфликте существуют? Какие из них соответствуют гуманизму как принципу поведения?
  7. Что дает знание правил спора, приведенных в тексте параграфа, для разрешения и предотвращения возможных конфликтов?

Задания

  1. Объясните, как вы понимаете мудрые слова Лиса из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».
  2. Перед вами список слов, в различной степени связанных с понятием «конфликт». Распределите все слова по шкале так, чтобы расстояние между каждым словом и термином «конфликт» отражало их смысловую близость, т. е. слово, наиболее близкое по смыслу к слову «конфликт», должно быть ближе к нему расположено. На одном месте можно располагать несколько слов.

    Диспут, стычка, раздор, перебранка, столкновение, распря, брань, размолвка, сражение, несогласие, дискуссия, развал, скандал, неполадки, разногласие, ссора, нелады, схватка, перепалка, спор, потасовка.

    При обработке слово, находящееся на первом месте, получает 10 баллов, а соответственно на десятом — 1 балл, на одиннадцатом — 0 баллов.

    После выполнения задания поручите группе ребят посчитать, сколько баллов получил каждый синоним в классе. (Можно провести отдельный подсчет по выполнению задания мальчиками и девочками.) Результаты выполнения задания и подсчетов обсудите в классе.

  3. Попытайтесь сформулировать правила культуры общения, пригодные в ситуациях конфликта, для недопущения конфликта, для выхода из конфликта. Помните, что хорошим помощником является юмор.
  4. Подумайте, чем отличается общение сверстников от общения старших и младших. Назовите правила, которые являются обязательными при любом общении.

 

Рейтинг@Mail.ru