Учебник для 7 класса

Обществознание

§ 2. Права и обязанности граждан

  • О каких правах человека и гражданина ты уже знаешь?

В Конституции Российской Федерации записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

  • Какие права и свободы являются основными?
  • Почему они названы неотчуждаемыми?
  • Зачем об этом нужно говорить в Основном законе страны?

Права и свободы человека и гражданина

Ты уже знаешь, что в основе жизни и деятельности людей лежит удовлетворение их потребностей. Один человек отличается от другого своими физическими особенностями, характером, интересами, поступками... Но каждому из нас необходимы пища и воздух, жилище и тепло, любовь и понимание, уважение и забота.

Можно сказать, что существует общность потребностей. Это означает, что каждый из нас нуждается в некоторых обязательных условиях, необходимых для сохранения жизни и человеческого достоинства. А для этого в первую очередь должны быть признаны определённые права человека, т. е. его возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечивать и поддерживать необходимые условия своей жизнедеятельности.

Можно говорить о гражданских (личных), политических, социальных, экономических и культурных правах человека.

Гражданские (личные) права могут быть названы исходными, т. е. такими, без признания которых вообще не имеет смысла говорить о правах человека. Это прежде всего право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство.

Политические права обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны, в управлении государством.

    Вспомни и назови эти права. В каком документе они записаны? Каковы гарантии соблюдения этих прав?

Экономические и социальные права ориентированы на благосостояние, социальную защиту, достойный уровень жизни. Каждый человек имеет право быть собственником, наследовать имущество.

Он имеет право на труд, на образование, на жилище и медицинское обслуживание.

Культурные права обеспечивают духовное развитие личности: право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества и др.

Каждый человек, появившись на свет, уже обладает правами, равными правам другого человека.

    Путешествие в прошлое
    День 22 марта 1943 г. стал последним для жителей белорусской деревни Хатынь. Фашисты согнали хатынцев в сарай и подожгли его, а тех, кто пытался спастись, расстреливали из пулемётов. В пламени погибли 149 человек, 76 из них были детьми.

    Мемориальный комплекс в Хатыни. Кладбище деревень

    Фашисты считали, что существуют полноценные и неполноценные народы: одни созданы для того, чтобы управлять миром, другие — для того, чтобы быть рабами. При этом они присвоили себе право вершить судьбы миллионов людей: решать вопрос о том, оставить человека на свободе или отправить в концентрационный лагерь, сохранить ему жизнь или отнять её. В первую очередь уничтожению подлежали евреи и славяне. В газовых камерах фашистские палачи ежедневно уничтожали сотни людей. Днём и ночью в лагерях смерти дымили крематории, сжигавшие трупы замученных.
    В одном только лагере Освенцим было истреблено свыше 4 млн человек. А подобных лагерей насчитывалось несколько десятков по всей Европе.
    В 1945—1946 гг. состоялся Нюрнбергский процесс над военными преступниками Второй мировой войны. Их обвиняли в преступлениях против человечества: в убийстве миллионов невинных людей, уничтожении военнопленных и гражданского населения, создании концлагерей. Почти все подсудимые были признаны виновными и приговорены к различным видам наказания.

    Какие уроки можно извлечь из решений Нюрнбергского процесса?

Права человека признаны в международном масштабе. После победы над фашизмом руководители крупнейших государств мира объединили свои усилия для того, чтобы предотвратить возможность повторения преступлений против человечества. Они начали договариваться о тех правилах и принципах, которые помогут защитить человеческую жизнь. Первый шаг на этом пути был сделан 10 декабря 1948 г., когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, определившую круг основных прав и свобод человека.

Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке

Во-первых, утверждалось, что права человека не могут быть лишь вопросом внутренней политики отдельных государств, что предотвратить новую мировую катастрофу возможно только совместными усилиями. Во-вторых, был признан всеобщий, неотчуждаемый и неделимый характер прав человека.

Давай разберёмся в этой характеристике. Права человека носят всеобщий характер: все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах.

Это значит, что независимо от расы, пола, вероисповедания, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения все имеют одинаковые права.

Права человека неотчуждаемы (неотъемлемы), т. е. неотделимы от самого человека. Они принадлежат всем людям именно потому, что они — люди: права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать.

Права человека неделимы: каждый человек обладает всей совокупностью прав. Нельзя пользоваться одними правами и быть лишённым других.

Основные положения Декларации получили своё развитие и были конкретизированы в международных пактах о правах человека (1966).

Механизм защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина

Основные права человека закреплены не только в международных документах, но и в конституциях и других законах отдельных государств.

Практически каждое современное государство не только признаёт права и свободы человека на словах, но и обязуется:

  • соблюдать их на своей территории;
  • принимать законы, гарантирующие каждому его права;
  • обеспечивать в случае их нарушения возможность судебной защиты, а также право граждан обращаться в соответствии с международными договорами в международные органы по защите прав и свобод человека, прибегать к помощи уполномоченных по правам человека.

Закрепление прав человека в законах необходимо для того, чтобы помочь людям осознать свои возможности. Благодаря этому права человека обретают границы дозволенного.

Каждый из нас не только обладает правами, но и обязан соблюдать права других людей.

Наверное, ты согласишься с тем, что основа соблюдения прав другого человека — внимание к его потребностям, понимание его интересов. Следовательно, твоя свобода заключается в возможности делать всё, что не приносит вреда другому. Она ограничена правами других людей.

Уважение прав других людей рождает чувство доверия к тебе и уважения твоих прав.

Права ребёнка и их защита

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией ребёнку от рождения принадлежат права и свободы человека и гражданина. Их соблюдение гарантируется государством.

    Вспомни, кого закон считает ребёнком. В каком международном документе провозглашены права ребёнка? Назови основные права ребёнка.

Дети более беззащитны и беспомощны, чем взрослые, а потому они часто становятся жертвами несправедливости и насилия. Чтобы защитить маленьких членов общества от несправедливости, в России права детей регулируются, наряду с Конституцией и Семейным кодексом, несколькими Федеральными законами.

Государство признаёт детство важным этапом жизни человека. Оно прилагает усилия для подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них творческой активности, воспитания высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. К основным направлениям деятельности в области защиты прав детей относят: поддержку семьи; утверждение здорового образа жизни; поддержку разных форм трудовой занятости подростков и молодёжи; организацию досуга детей; профилактику детской инвалидности; реабилитацию детей-инвалидов и т. п.

Государство особо защищает права и интересы детей, оставшихся без попечения родителей.

В России появилась должность Уполномоченного по правам ребёнка, осуществляющего независимый контроль за соблюдением прав детей.

В случае нарушения твоих прав, даже если они были нарушены государственными служащими (работниками правоохранительных органов, органов социальной защиты населения, органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав), ты имеешь право обратиться к Уполномоченному по правам ребёнка. Уполномоченный по правам ребёнка вправе влиять на любую ситуацию, создающую опасность здоровью и жизни детей, где бы это ни было: в семье, в школе, на улице и даже в колонии для несовершеннолетних нарушителей закона.

В субъектах Российской Федерации утверждены должности региональных Уполномоченных по правам ребёнка. Нет прав без обязанностей

Во Всеобщей декларации прав человека особо упомянуты обязанности гражданина перед обществом. Можно сказать, что обязанности взаимосвязаны с правами и свободами.

    Подумай, что было бы, если бы каждый из нас имел только права и не нёс никаких обязанностей. Хотелось бы тебе жить в таком обществе? Поясни свой ответ.

Обязанности без прав также невозможны. Свобода становится настоящей только тогда, когда она способствует установлению порядка. Права и обязанности определяют допустимое и должное в поведении человека, давая простор любым законным его действиям. Так, забота о детях и их воспитание рассматриваются в Конституции как право и как обязанность родителей. В свою очередь трудоспособные дети, достигшие совершеннолетия, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Обязанности всегда подразумевают то, что подлежит безусловному выполнению.

Проверим себя

  1. Как права человека связаны с его потребностями?
  2. Какие группы прав выделены в тексте параграфа?
  3. Как происходило признание прав человека в международном масштабе?
  4. Каким образом обеспечивается зашита прав ребёнка в Российской Федерации?
  5. Почему для нормальной жизни общества необходимо, чтобы все люди не только имели права, но и исполняли обязанности?

В классе и дома

  1. Представь, что тебе предложили создать законы для нового государства. Перечисли три права, которые, по твоему мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в новой стране. Сравни с выбором твоих одноклассников. Совместно определите десять прав, являющихся наиболее важными, по общему мнению.
  2. Просмотри газеты и журналы своего региона, сайты Интернета и найди в них материалы по каждой из следующих ситуаций: «Защита права ребёнка», «Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей», «Деятельность Уполномоченного по правам ребёнка».
  3. Во второй главе Конституции Российской Федерации определены права и свободы человека и гражданина. Выбери любые пять прав и подумай, каким образом права других людей могут ограничить каждое из этих прав. Испытывал ли ты затруднения при выполнении этого задания? В чём их основная причина?
  4. Вместе с одноклассниками узнай, какие памятники истории и культуры находятся рядом с вами. В случае необходимости предложи вместе с одноклассниками свою помощь местным властям по уходу за ними (например, по возможности сотрите «наскальные надписи» наших современников, т. е. посторонние надписи и рисунки).

Учимся пользоваться своими правами

Ты должен не только знать о своих правах, но и уметь ими пользоваться. Это поможет тебе в решении конкретных жизненных ситуаций.

Уже сейчас ты имеешь право:

  • давать согласие на изменение своего имени и фамилии;
  • выражать своё мнение, с кем из родителей (в случае расторжения их брака) ты хотел бы проживать, а также при решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы;
  • быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Когда тебе исполнится 14 лет, ты приобретёшь возможность'.

  • выбирать своё место жительства (с согласия родителей);
  • совершать любые сделки и самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
  • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  • поступать на работу (на лёгкий труд не более четырёх часов в день) с согласия одного из родителей;
  • обучаться вождению мотоцикла и управлять велосипедом при движении по дороге.

В то же время 14-летний подросток подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) и имущественной ответственности по заключённым сделкам, а также за причинение имущественного вреда.

 

Рейтинг@Mail.ru